Представьте себе, что вы приходите в специализированный магазин, покупаете легкий изящный дешевый автомобильчик и отправляетесь всей семьей в дальнее путешествие в Молдавию, Карпаты или Прибалтику по вьющейся среди лесов и лугов плотной песчано-гравийной дороге с пологими подъемами и спусками…
Прочитавший эти строки, наверное, сразу заинтересуется ценой экипажа, какую он развивает скорость, сколько бензина потребляет. Цена — ну, скажем, не дороже цветного телевизора, средняя скорость — 30—40 км в час, а что касается бензина, то на этот вопрос ответ самый простой: нисколько. Речь идет о веломобиле. «Мотором» у него будут ноги пассажиров.
Пока это мечты — и насчет такого магазина, и по поводу специальных протяженных велотрасс, но первый шаг к их осуществлению сделан. Новгородское ПО «Завод Автоспецоборудование» первым в стране начало промышленный выпуск веломобилей. Пока, правда, по индивидуальному заказу, но решается вопрос серийного производства. Однако правильнее говорить не о веломобиле целиком, а лишь о небольшом наборе деталей, с помощью которого можно превратить в него без какой-либо кардинальной переделки обычные дорожные складные велосипеды типа «Аист», «Салют», «Кама».
…Доктор технических наук профессор В. А. Щеголев заведует кафедрой «Автомобильный транспорт» Новгородского политехнического института, автолюбитель, владелец «Жигулей». Но на работу от снега до снега ездит на велосипеде. И вот эти два увлечения соединились вместе. Впрочем, Валерий Анатольевич еще и педагог, стремится увлечь конструированием подростков. Поэтому три года назад в стенах Новгородского политехнического института (НПИ) создал Школьно-студенческое конструкторское бюро (ШСКБ) — своего рода технический клуб энтузиастов экологически чистого транспорта, в котором есть и шестиклассники, и выпускники НПИ.
Свое детище юные конструкторы назвали — «Наташа». Но такое нежное имя веломобилю или, как говорят сами авторы, полимобилю, они дали не с целью увековечить некую прекрасную незнакомку. «Наташа» — это аббревиатура, расшифровывается так: Н — Новгород, AT — кафедра автомобильного транспорта, А — «Автоспецоборудование», ША — школа № 10 с автомобильным уклоном. А полимобиль потому, что с помощью набора деталей — своего рода «Конструктора» — можно создать не один экипаж.
Ныне существует несколько модификаций «Наташи». Первый вариант — велосипед остается двухколесным, но удлиняется за счет трубчатой вставки, вместо седла появляется удобное сидение с низкой посадкой. Второй — два велосипеда в заводском виде соединяют поперечными стяжками, получается велосипед-спарка. Третий — велосипед-тандем. Четвертая модификация — молодежная, четырехместная: два тандема соединяют поперечными стяжками. Пятая модель — базовая для семейного четырехместного веломобиля (посередине, спереди и сзади прикрепляются еще два сидения), для туристского двухместного (сзади устанавливается большой короб для груза, между седоками тоже располагается груз), для «грузовика» (на шасси устанавливается кузов). Этим, конечно, дело не ограничивается. «Конструктор» дает возможность для самостоятельного творчества. Можно, например, установить рулевое колесо, лобовое стекло, фары, габаритные фонари, тент — и получится «автомобильчик» в стиле ретро.
Ребята возили «Наташу» в Шяуляй на конкурс веломобилей и вернулись обратно не с пустыми руками — с почетной грамотой Научно-технического общества Литовской ССР. На гонке все шесть «Наташ» вошли в первую десятку среди машин, сделанных на основе дорожных велосипедов.
— Собираемся организовать прокат веломобилей на кооперативных началах в Кремлевском парке Новгорода, — говорит Щеголев. — А потом организуем экскурсии вдоль Волхова, к музею деревянного зодчества «Витославлицы», на Перынский Скит, в деревню Вяжищи. Уже конструируем велоамфибию на поплавках — Мячино озеро очень для нее подходит.
Вообще «Наташа» сулит большие возможности для любителей осваивать нетрадиционные виды путешествий. Члены ШСКБ уже подумывают о снегоходе на четырех больших баллонах сзади и двух лыжах спереди — для зимних путешествий. А если прикрепить к базовой модели парус, получится колесная яхта.
Предложенный новгородскими энтузиастами комплект деталей, необходимый для сборки «Наташи», можно изготовить из отходов металлообрабатывающего предприятия, причем на универсальном оборудовании. Как сказал главный инженер «Автоспецоборудования» Г. В. Винокуров, объединение реально может осилить изготовление сотни комплектов в месяц. И чем больше будет заявок на «Наташу», тем скорее раскрутится маховик производства. Поэтому сообщаем читателям адрес объединения: 173003, Новгород, Ленинградская ул.. 64, ПО «Автоспецоборудование».
А. ПЕНЕВСКИЙ
ОТ РЕДАКЦИИ. В одном из ближайших номеров будут опубликованы рекомендации по изготовлению веломобилей.
Журнал «Турист» № 6 1988