Хойдун, Кокса и далее

Водный маршрут по рекам Хойдун, Кокса и Катунь отличается необычным путем заброски туристской группы в бассейн Катуни — через г. Лениногорск Восточно-Казахстанской области. Данный путь в несколько раз короче заброски через Горно-Алтайск и значительно доступнее ввиду малой загруженности района туристскими группами. При сплаве до Усть-Коксы или до Нижнего Уймона маршрут может быть оценен II категорией сложности, при расстоянии 160 км требует 7—8 ходовых дней. При сплаве до Тюнгура длина трассы возрастает до 200 км, которые могут быть пройдены за 8—10 дней — III категория сложности.

Наконец, при продолжении сплава далее по Катуни этот маршрут может являться начальным участком известного похода V категории сложности.

На реке Хойдун, одном из истоков Коксы, расположен вахтовый поселок лесорубов. Поселок связан с городом Ленмногорском хорошей дорогой, по которой летом ежедневно, включая и выходные дни, ходят лесовозы. Чтобы не разыскивать место выгрузки леса в городе, целесообразно доехать рейсовым автобусом до села Поперечное (рейсы два раза в день) и в том месте, где от трассы отходит дорога на село (до него 4 км), искать попутный лесовоз. Туристы — редкие гости в этом краю, и водители лесовозов охотно помогают с доставкой и людей, и рюкзаков.

Река Хойдун перед самым одноименным поселком — мелкая, быстрая, местами разбивающаяся на протоки, поэтому сплав целесообразно начать в 1—2 км ниже поселка. Сам поселок — вахтовый, магазинов, узла связи в нем нет. Река Хойдун, собравшаяся после поселка в одно русло, здесь довольно чистая. После слияния с рекой Ночная она принимает название Кокса. Характер течения остается неизменным. Река петляет в широкой долине; берега поросли смешанным лесом. Кое-где на поворотах быстрое течение Коксы подмывает деревья, но ни одного из завалов мы не обносили: везде есть проходы. Тем не менее, река требует внимания: скорость достаточно велика, чтобы сделать попадание под завал весьма опасным.

Первый населенный пункт — деревня Новая Банная, живут в ней в основном алтайцы. В деревне есть магазин, почта и даже система спутникового телевидения. Перед селом Амур долина реки расширяется, горы по левому берегу отступают к горизонту — река течет по Абайской степи. Дальше населенные пункты вдоль реки расположены не реже 10 мм друг от друга, и вопрос приобретения продуктов здесь решается легко.

Перед селом Тюгурюк течение реки усиливается, появляются первые слабые препятствия — быстрины, шиверы. Однако особой сложности они не представляют, легко проходимы на судах любого типа. Только перед самым устьем Кокса показывает свой характер. Долина реки круто поворачивает вправо, дорога, идущая по левому берегу, начинает подниматься от реки вверх — вот приметы основного препятствия Коксы — порога Громатуха. В пороге река образует прижимы к скальным выходам правого берега, в основной струе — стоячие волны.

За порогом следует цепь шивер, оканчивающихся на окраине поселка Усть-Кокса. Остановиться в поселке удобно возле четвертого моста, на правом берегу, где расположен лесопарк. Центр поселка — на левом берегу, в 200 метрах от моста. Есть почта, телеграф, столовая, магазины: продовольственные, универмаг, книжный, обувной и другие.

Примерно через километр от моста Кокса сливается с Катунью. В этом месте река выходит из гор на обширную, окруженную горами Уймонскую степь, образуя множество проток, разделенных галечными островами, наиболее крупные из которых поросли лесом. Следует избегать узких проток, в которых могут оказаться завалы, а также навала на застрявшие в русле пни, стволы деревьев.

Перед поселком Нижний Уймон река собирается в одно русло и входит в горы. Появляются шиверы, камни в русле, сливы с подводных плит, стоячие волны до метра. Из поселка Тюнгур еще можно уехать рейсовым транспортом; дальше рассчитывать на транспорт нельзя: населенных пунктов в этом районе нет, только пастбища. Историческая достопримечательность маршрута — братская могила в поселке Тюнгур на месте гибели партизанского отряда времен гражданской войны.

И. ВОРОБЬЕВ

г. Ворошиловград

ЛИТЕРАТУРА: Ганиковский В. Вниз по Катунь-реке. В сб. «Сибирский меридиан». М., Профиздат, 1983. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. М., «ФиС», 1976. Погода и сезонность походов на Алтае. «Турист», 1983, № 3, с. 10—11.

Адрес для консультаций: 348047, Ворошиловград, ул. Зоотехническая, д. 3-а, туристский клуб «Лугань».

Памятники Карелии

Парусный поход III к. cл. По маршруту: г. Кондопога — пос. Кулмукса — пос. Горка — пос. Вегоруксы — пос. Сенная Губа — пос. Кижи — пос. Великая Губа. Время прохождения — 7—9 дней. Протяженность 197 км. Сезонность — июнь — август.

Маршрут знакомит с природой и старинной архитектурой Карелии. Группа туристов из Харькова прошла его в июле 1986 года. При выборе маршрута учитывался ветровой режим Онежского озера и расположение памятников архитектуры на нем.

Начало похода в городе Кондопоге, куда можно добраться железнодорожным транспортом. Заночевать лучше на противоположном от города берегу напротив Успенской церкви — выдающегося памятника архитектуры XVIII века. На следующий день предстоит пересечь Кондопожский залив, здесь его ширина 1,5—2 км, и идти вдоль левого берега. При благоприятном ветре за день можно дойти до поселка Кулмукса. Перед входом в бухту поселка вас встретят белые пирамиды, обозначающие фарватер.

На следующий день огибаете мыс полуострова Чаж и идете к поселку Горка. Удобное место для ночевки — мыс полуострова Сярь. Дальше маршрут проходит через поселок Вегоруксы, где вас ждет встреча с памятником деревянного зодчества. Берег от поселка Вегоруксы до острова Большой Леликовский — излюбленные места рыбаков из Кондопоги и Петрозаводска. На островах можно сделать дневку. Эти пустынные места богаты рыбой, грибами, ягодами. Красивы скалистые острова, поросшие лесом.

Продолжая путь, огибаете о. Б. Леликовский и входите в знаменитые Кижские шхеры с юга. При неблагоприятном ветре и волнении можно войти в пролив между о. Б. Леликовский и полуостровом.

В конце пролива, в лос. Леликовский — церковь конца XIX века. И наконец попадаете на фарватер, ведущий в Великую Губу и Кижи. Разминуться с идущими судами не составляет труда, так как фарватер занимает не более 1/3 ширины пролива. На острове Большой Климецкий издали видны купола церкви в пос. Сенная Губа, рядом с которой находится почта и магазин. Место для ночевки лучше поискать в северной части острова, но помните, что в радиусе 3 км от о. Кижи стоянки запрещены.

На о. Б. Климецкий вдоль пролива установлены часовенки и мельница, вводящие вас в мир музея под открытым небом. Остров Кижи лучше обходить слева, так как именно на эту сторону раскрывается панорама музея. При попутном ветре в тот же день можно дойти до пос. Великая Губа. А уже оттуда совершить экскурсию на о. Кижи. 2 раза в день «Комета» ходит в Кижи и Петрозаводск от пос. Великая Губа.

г. Харьков

В. КОВАЛЕВ

ЛИТЕРАТУРА: Карелия, туристская схема. ГУГК, М., 1982; Ополовников А. «Русское деревянное зодчество», М., «Искусство», 1986.
Адрес для консультаций: 310006, г. Харьков, ул. Плехановская, 65, клуб туристов «Металлист».

Хребтами Тянь-Шаня

Велосипедный маршрут (ориентировочно IV к. сл.) проходит через отроги хребта Кунгей-Алатау, по южному берегу озера Иссык-Куль, пересекает хребты Большой Киргизский, Суусамыр, Туркестанский. Туристы имеют возможность познакомиться с достопримечательностями древних городов Средней Азии, таких, как Ош. Коканд, Самарканд. Протяженность маршрута 2 050 км, опытная группа сможет пройти его за 16—18 ходовых дней. Рекомендуемое время путешествия — июнь — сентябрь.

Поход начинается в Алма-Ате. При желании группа может подняться вдоль русла реки Малая Алмаатинка на высокогорный каток Медео. Это неплохая разминка перед горными дорогами. После знакомства с городом туристы трогаются в путь.

Качество дорожного покрытия по всей трассе (за редким исключением) неплохое. Это позволяет пройти маршрут, что называется, «не вставая с седла». Велосипеды должны быть оснащены «горной» передачей (отношение числа зубьев ведущей и ведомой шестерни 1,8:1—1,6:1). 

Необходимо взять с собой примус, так как топливо можно найти далеко не везде. На первых 50 км шоссе Алма-Ата — Нарынкол окружено яблонями, далее дорога идет по степи. Перед поселком Чилик — источник. На 136-м км от Алма-Аты — заброшенный яблоневый сад, начало длинного затяжного подъема. На 147—158 км дорога пересекает невысокую горную гряду (урочище Кокпек), в начале и в конце урочища — вода. Далее до реки Чарын (194 км) воды нет. Перед рекой Чарын — небольшая горная гряда, затем начинается подъем на перевал высотой около 2 500 м, после которого идет длинный 30-километровый спуск до поселка Кеген. Отсюда до озера Иссык-Куль около 100 км. Дорога плавно поднимается по живописной речной долине к пологому водоразделу и переходит в спуск к озеру.

Иссык-Куль, второе по величине высокогорное озеро в мире, с севера и с юга окружено высокими хребтами. По берегу проходит кольцевая автодорога. В городе Пржевальске туристы могут посетить мемориальный музей Н. М. Пржевальского, побывать на его могиле. Если группа располагает запасом времени, рекомендуется сделать на озере несколько дневок.

После города Рыбачье шоссе входит в ущелье, пропиленное в горах рекой Чу, и спускается к столице КиргССР — Фрунзе. От Фрунзе до поворота на перевал Тюзашу — сплошная «населенна». У поворота торговый комплекс. После деревни Сосновка на протяжении почти 200 километров населенных пунктов нет. На 81-м километре шоссе Фрунзе — Ош начинается ущелье реки Кара-Балта. Здесь целесообразно заночевать, с тем, чтобы к середине следующего дня подняться на перевал Тюзашу.

Подъем на перевал идет вдоль реки Кара-Балты, затем вдоль ее правого притока. Подъем довольно крут, однако на самой низшей передаче вполне можно идти. По пути встречаются пасеки. За 10 км до конца подъема асфальт сменяется грунтовкой. На 128-м километре — высшая точка перевала (3 586 м), тоннель, У входа в тоннель метеостанция, магазин. При желании можно преодолеть перевал поверху, это метров на 200 выше.

С перевала открывается панорама хребта Суусамыр, внизу лежит долина одноименной реки. Долина находится на высоте более 2 500 м, здесь даже летом по ночам возможны заморозки. Дорога идет по высокогорным пастбищам, пересекает многочисленные ручьи. Встречаются юрты чабанов. У развилки (вправо уходит дорога на город Талас) — столовая, которая, однако, может и не работать. Подъем на перевал Алабель (3184 м) пологий, на перевале домики метеостанции. Затем спуск по покрытому лесом ущелью реки Чычкан до поселка Токтогул (284 км от Фрунзе).

После моста через реку Нарын — пустынная гористая местность, далеко внизу — Токтогульское водохранилище, к которому дорога спускается только на 355-м километре. Предстоит преодолеть 2 невысоких перевала — Кетменьтюбе (1 050 м, 342-й км) и Кокбель (1 500 м, 361-й км), затем спуск к реке Карасу. После города Каракуль идет дорога по берегу Курпсайского водохранилища. В спокойном зеркале воды отражаются отвесные скалы и голубое небо. Дорога проходит через тоннели, подъемы чередуются со спусками.

По Ферганской долине можно ехать в любом направлении, благо дорог много. Следует, однако посетить город Ош — «ворота Памира». На пути из Коканда в Ленинабад можно устроить дневку на Кайраккумском водохранилище. Через 30 км после выезда из Ленинабада начинается затяжной подъем. Местность полупустынная, только перед самым городом Уратюбе появляются виноградники.

Шахристанский перевал — «классический»: длинный тягун и короткий (13 км) перевальный взлет. Перед самым подъемом (на 96-м километре шоссе) столовая. Асфальтовое покрытие — почти до перевальной точки (3 378 м). С перевала видна зеленая долина реки Зеравшан. Спуск по разбитой дороге утомителен. Ниже поселка Айни Зеравшан течет в узком каньоне, на протяжении 20 км трудно найти ровную площадку для ночлега. Затем горы расступаются, каньон переходит в долину.

От границы УзССР и до Самарканда дорога утопает в садах и виноградниках. Самарканд — конечная точка путешествия, но следует хотя бы на пару дней здесь задержаться. Можно воспользоваться услугами местного бюро путешествий и совершить экскурсии по городу.

В. ГУЩИН

г. Протвино Московской обл.

ЛИТЕРАТУРА: Маркин В. Над голубым Иссык-Кулем. М., «Мысль», 1973. Казахстан и Средняя Азия. Атлас автомобильных дорог. М., ГУГК, 1983.

Адрес для консультаций: 480020, г. Алма-Ата, ул. Митина, д. 5, Казахский республиканский совет по туризму и экскурсиям.

Журнал Турист № 3(267) март 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий