Пятница, 15.02.2019
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал "Турист"

Хозрасчет: обозначились противоречия
Перестройка: касается всех и каждого

В 1987 году бюро путешествий и экскурсий Белоруссии, перешедшие на хозрасчет, получили сверх плана более 6 млн. рублей прибыли. В новых условиях хозяйствования коллективы бюро получают большую самостоятельность в учете и контроле за мерой труда, распределения прибыли. Но внедрение хозрасчета — процесс сложный. Обозначились противоречия и потери, которые уже сейчас портят общую картину. Автора этой статьи тревожит, что с переходом на хозрасчет не достигнуто главного — нет заметного улучшения качества экскурсионного обслуживания.

Отдельные положения и выводы этой статьи могут показаться читателю несколько поспешными или даже ошибочными. Ну что ж. Давайте сопоставим точки зрения — проведем, например, заочный «круглый стол» и всесторонне обсудим выступление Н. Сусловой. Это обращение мы адресуем и руководителям бюро путешествий и экскурсий, и ответственным работникам всех учреждений и организаций отрасли. И, естественно, экскурсоводам и экскурсантам.

До введения хозрасчета деятельность экскурсионной организации оценивалась по четырем основным показателям: объему услуг; прибыли; человеко-дням и количеству экскурсантов. Последний из них считался весьма важным, престижным — экскурсионные организации старались обслужить как можно больше народа и гордились охватом «каждого третьего», «каждого второго» жителя своей области или района.

Коллективы некоторых бюро шли даже на «натяжки» (практиковалось излишнее дробление экскурсий, выписывалось больше, чем нужно, путевок, обзорные экскурсии планировались нередко перед началом транспортных путешествий — в 6—7 часов утра и, конечно, не проводились). А все потому, что количество экскурсантов прямо влияло на места в соцсоревновании... Теперь из показателей остались только объемы и прибыль. То есть «голый» рубль — лишь он решает, кому достанутся призовые места, премии и прогрессивки.

Результат сказался сразу: за три квартала 1987 года 8 наших организаций не выполнило план по «охвату» — если 6ы «охват» учитывался! Республиканский совет потерял возможность анализировать общее количество экскурсантов, у него нет также сведений об охвате экскурсиями отдельных групп населения (сельские жители; школьники и т. д.). Заметно сокращается при этом не липовое, а реальное количество участников экскурсий. Главный удар пришелся по так называемым «дешевым» экскурсиям, то есть одно-двухчасовым, пешеходным, предназначенным, в основном, детям.

Материально они всегда были бюро «невыгодны», а теперь стали «лишними» еще и из-за необязательности считать экскурсантов, «Невыгодно» стало проводить также городские обзорные экскурсии, особенно в небольших городах. И тоже по причине их низкой стоимости. Пострадали экскурсии музейные, что сразу отметили работники музеев. Некоторые бюро просто махнули рукой на «экскурсионку», обратив внимание главным образом на то, что дает реальные деньги. Укрепляя лишь экономическую сторону дела, не допускаем ли перекос, когда сокращаем экскурсии! Многие руководители туристско-экскурсионных организаций вместе с водой выплеснули и ребенка — идеологическую «начинку» работы.

Доходит до абсурда. Например, созданное в 1987 году Сморгонское бюро, несмотря на многочисленные указания и практическую помощь республиканского совета (фактически разработавшего там обзорную экскурсию), вообще экскурсиями население не обслуживает. Не дало ни одного экскурсанта, зато представило документы на республиканское соцсоревнование, так как план по объему и прибыли выполнило чуть ли не вдвое!

Невнимание к «идеологии» в бюро путешествий и экскурсий уже негативно сказалось на «мозговых центрах» — методических службах бюро (которые, к слову сказать, разработали по республике 1 228 экскурсий — труд громадный! Это и есть наш идейный багаж, без которого мы не можем да и не должны существовать). Эти отделы состоят из опытнейших работников, которые и подняли многие экскурсии по республике на уровень лучших общесоюзных. Но и тут чистоган навел тень на ясный день. Администрация Минского бюро, например, отнесла свой методический отдел к «непроизводственным».

Методистов вытеснили в малопригодное для творческой работы помещение, им не дали надбавок за счет сверхплановой прибыли, как якобы... не принимавшим участие в выполнении плана! (Сейчас, правда, руководство бюро осознало свой просчет и восстанавливает справедливость.) В ряде бюро пошли на сужение и свертывание экскурсионной тематики. Зачем-де зря ломать себе голову, если для выполнения плана тому же Минскому бюро достаточно иметь обзорную «Хатынь» и еще пару экскурсий, Брестскому — «Крепость-герой» и «Беловежскую пущу» и т. д.

Все эти производственно-моральные вопросы требуют своего разрешения. Разрыв между ожидаемым эффектом и реальностью, идейно-содержательной направленностью и денежным интересом углубляется.

Тесным образом с вопросом количества и качества экскурсий смыкается и вопрос о работе экскурсоводов в новых условиях хозяйствования. Мы привыкли называть экскурсовода центральной фигурой экскурсионного дела. Ибо он был непосредственным проводником тех идей, которые «мозговой центр» закладывал в экскурсии. И, надо сказать, проводником творческим. При этом лучшие экскурсоводы не только отлично проводили экскурсии, но и сами активно участвовали в методической работе бюро: руководили секциями; прослушивали и оценивали новые экскурсии; из них же формировались творческие группы для разработки новых экскурсий и т. д.

Сейчас в условиях «голого» хозрасчета они, во-первых, теряют стимулы к освоению новых тематических экскурсий: зачем «зря» трудиться, если вполне достаточно одной-двух «ходовых», а главное — выгодных для плана бюро тем? Во-вторых, для чего нужно участвовать в разработке новых тем экскурсий, подбирать материалы, искать объекты, если эти экскурсии «не нужны» — мало дают плану бюро? И, наконец, зачем вообще тратить время на то, за что не платят?.. Думается, что надбавки за методработу, предусмотренные Проектом об оплате труда экскурсоводов (подготовлен Центральным советом по туризму и экскурсиям), существенной роли не сыграют. К надбавке быстро привыкают, а если она незначительна, то ее попросту не чувствуют.

С этого года в БССР начинается крупная реорганизация системы туризма в целом. Меня лично тревожит, что в планах и прожектах на ближайшее время методическим службам уделяется по-прежнему мало внимания. Нельзя в жертву рублю приносить идейный аспект нашей деятельности.

Н. СУСЛОВА, старший инструктор отдела путешествий и экскурсий Белорусского республиканского совета по туризму и экскурсиям г. Минск

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Категория: Журнал "Турист" | Добавил: eastboy (21.06.2011)
Просмотров: 1456 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2019 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz