Клуб считает деньги

Туристские клубы страны перестраивают свою работу. Недавно ЦСТЭ провел первый семинар-совещание о платных услугах туристских клубов и новых формах хозяйствования в самодеятельном туризме. В комфортабельной тихой «Гавани» несколько дней кипели несвойственные гостиничному уюту споры. Туристские работники, собравшиеся в Ленинграде, старались получить максимум информации о новом для клубов деле. Прежде всего, конечно, надо было определить перечень услуг, основанных на самоокупаемости — полной или частичной. (Кстати, платной услугой принято считать ту, где используется не менее трети денег самого населения.)

— У нас это главным образом походы выходного дня, — сказала директор минского турклуба В. Максименко. — В 1986 году в совете складывалось тяжелое положение с выполнением плана. Обратились к нам. За месяц мы разработали пять маршрутов с окраинных точек города и провели массовые воскресные походы со сдачей норм ГТО (по путевкам бюро путешествий и экскурсий). В каждой вылазке участвовали тысячи горожан. Стоимость путевки на одного человека составляла 1 р. 20— 1 р. 40 коп. Все организационные заботы легли на плечи клубного актива — разработка и маркировка маршрутов, служба безопасности, обеспечение групп руководителями, обслуживание на старте и финише.

Что и говорить, для города это было большое физкультурно-оздоровительное событие, поэтому, естественно, подобные походы заняли прочное место в туристском календаре на пятилетку.

Только теперь клуб сам уже выпускает путевки, перечисляя деньги в совет и не только за походы выходного дня, но и «лыжные поезда», семейные туриады.

А в Одессе особенно популярны так называемые платные старты, всевозможные велоралли и марафоны спортивной направленности. При этом каждый желающий участвовать, например, в велосоревновании «100 км за 10 часов» вносит 10 рублей. Все стартующие обеспечиваются питанием, специальными сувенирами и ночлегом, знают точное время своего старта и получают квалифицированное судейство,

— В Прибалтике уже почти четверть века практикуются всевозможные туриады, — сообщил заведующий отделом самодеятельного туризма Латвийского совета по туризму и экскурсиям Р. Славиньш. — Клубы объявляют набор желающих, а затем путевки могут приобрести те, кто уже попал в походную группу. Стоимость путевки подсчитывают экономисты экскурсионного бюро, включая деньги за проезд, экскурсии до походного старта и оплату организатора туриады.

— «Просим сдать в аренду Лосевский порог». Вы когда-нибудь получали подобные письма? — спросил присутствовавших директор ленинградского клуба А. Муравьев. — Дело в том, что водникам стало уже известно о своеобразной учебно-тренировочной турбазе нашего клуба. Проще говоря, мы на Вуоксе оборудуем водный полигон с трибунами и телефонной связью, строим там ангары для хранения судов, благоустраиваем стоянки, предполагаем открыть пункт проката, буфеты.

Второй туристский стадион будет под Приозерском, где нам выделено 120 гектаров. Этот туродром рассчитан на скалолазов, спелеологов, пеших туристов, ориентировщиков. Создадим там целый городок, выпустим карту района. Это же великолепная база для слетов и соревнований, с просьбой о проведении которых часто обращаются в турклуб коллективы физкультуры. Можно будет заработать большие деньги.

В Ленинграде появилась и такая новинка самоокупаемости, как триатлон — соревнования по плаванию, велокроссу и спортивному ориентированию. Открываем хозрасчетные абонементные группы, где на семинарах 500 человек получат подготовку в разных видах туризма. Планируем поездки на автобусах спортивных туристских команд, обмен группами с другими клубами…

Впрочем, тут мне хотелось бы прервать поток информации «а у нас — а у вас». Туристские работники перечисляли главным образом уже известные, вошедшие в практику на местах виды услуг. И их, оказывается, набралось у клубов немало. Выпуск и реализация значков, вымпелов, эмблем, выясняется, может приносить не меньший доход, чем, например, столь необходимые путешествующим разработка, изготовление и реализация снаряжения. Отчаявшись дождаться, когда ВИСТИ или ВНИЛТЭ сумеют наладить контакты с промышленностью, многие клубы открыли или создают мастерские походного инвентаря. А москвичи сумели даже уже продать через магазин «Олимп» первую партию рюкзаков стоимостью 75 рублей каждый. Деньги немалые, однако спрос есть, и покупатели теребят продавцов, когда же теперь появятся обещанные рюкзаки специально для переноски детей, для путешествующих по воде, горам и велопоходов.

Основываясь на разъяснении о порядке применения постановления Секретариата ВЦСПС «О мерах по расширению платных услуг, предоставляемых населению культурно-спортивными учреждениями и сооружениями» от 22 апреля 1987 г., некоторые клубы взялись за выполнение заказов предприятий по организации праздников, слетов, составлению их сценариев. Но все же главенствующее место в клубной деятельности занимает организация не столько туристских вечеров, сколько походов и путешествий, а также подготовка кадров во всевозможных школах для новичков, разрядников, и будущих инструкторов.

Словом, платные услуги — не обязательная, а лишь дополнительная форма работы для получения средств на развитие самодеятельного туризма.

Так должно бы быть. Однако в действительности зарабатывают деньги клубы — и порой большие — главным образом не для себя, не для нужд самодеятельного туризма. В Латвии совет предложил клубу в виде эксперимента к 1990 году довести денежный объем по туриадам до 600 тысяч. В то же время некоторые экскурсионные бюро в республике имеют «потолок» в 300 тысяч. Словом, почуяв легкость получения доходов в самодеятельном туризме, некоторые советы торопятся превратить клубы в чисто коммерческие предприятия туризма, по сути, ничем не отличающиеся от других его подразделений.

В Алма-Ате, ссылаясь на переход к новому методу хозяйствования, совет запланировал сократить число клубных работников до двух штатных единиц. О каких платных услугах в городе с населением более миллиона можно говорить, если этим некому будет заниматься?

Материальная база многих клубов пока еще очень слаба. И естественно, что не навязанного волевым порядком финансового плана ждет клубный актив от совета, а действенной помощи по созданию пунктов проката и оснащению туристов походным инвентарем.

Откровенная тревога звучала в выступлениях «семинаристов», беспокоящихся, как бы погоня за прибылью не затмила главной задачи клубного актива по развитию самодеятельного туризма.

Все без исключения ратовали за внедрение начал самоокупаемости и платных услуг в деятельность клубов, но… почему же до сих пор еще большей частью дивиденды получают экскурсионные бюро и советы, а вовсе не клубы?

— Надо четко разграничить сферы деятельности клуба и бюро, — говорил председатель Свердловского клуба Э. Перепечай, — пока же полностью отсутствует механизм взаимодействия между клубом и другими туристскими организациями, которые должны заниматься обеспечением билетами, транспортом, размещением в гостиницах и приемом на местах. В результате люди платят деньги, а взятые перед клубом обязательства местные организации выполнять не торопятся. Почему?

— Как можно всерьез обсуждать платные услуги, — горячится директор нальчикского клуба Е. Дахно, — если у клуба не только печати, но и счета своего нет. Самая большая проблема — юридический статус клуба. Массу времени и сил мы тратим совершенно бесполезно ради услуг посреднической организации — большей частью экскурсбюро, которые и получают прибыль.

Положение надо менять — таково единодушное мнение всех собравшихся на совещание. Клуб должен иметь право использовать полученные деньги на покрытие расходов, тратя прибыль на развитие самодеятельного туризма.

— Однако изворачиваемся, обходимся и без своего счета, и без многого другого, — сказал председатель районного клуба из Киева М. Наместник. — И пошутил: используем закон добрососедства. Ведь сейчас многим ведомствам вменено в обязанность заботиться об активном отдыхе. Вот мы и сумели переложить часть забот о материальном обеспечении туристских дел на шефов. Клубу выделено двухэтажное здание и 50 соток земли. Но за аренду и ремонт платит райжилуправление.

Райвоенкомат помогает нам с транспортом. Дом пионеров и райком комсомола — призами, райисполком несет расходы на судейский аппарат и печатную продукцию. Правда, открою маленький секрет — председателем клуба у нас заместитель председателя райисполкома.

В нашем районе, — продолжал М. Наместник, — как бы объединены средства на культурно-спортивную работу. Действует единый план культурно-спортивных мероприятий, и все, кто заинтересованы в том или ином из них, включаются в число учредителей, имея в виду и финансовое участие.

— А нам ДФСО профсоюзов купило даже на 2,5 тысячи новую мебель и цветной телевизор в клуб, — вторит киевлянину инструктор Ростовского совета Л. Беляева.

— И мы всегда вместе действуем со спортивными работниками, — поддерживает своих товарищей Н. Качанова из Петрозаводска.

— Сейчас в клубах нужно срочно создавать отделы по проведению платных мероприятий, — предлагает директор Вильнюсского клуба А. Юцявичус. — Средства, выделяемые профсоюзами на самодеятельный туризм, уйдут на методическую работу в коллективах физкультуры, оплату лекторов в школах и так далее. А новый отдел будет составлять калькуляции и заниматься платными услугами, используя прибыль на развитие учебной базы. Естественно, что в отличие от экскурсионных клубные мероприятия должны регламентироваться правилами туристских походов, главное в них — туристское содержание. Следовательно, нужен документ, где оговаривалось бы, что если клуб готовит, скажем, участника туриады, предприятие оплачивает 50 процентов стоимости его обучения, если инструктора, то, может быть, 75 или 100 процентов — ведь это будущие туристские кадры для коллективов физкультуры.

— Развивать платные услуги следует, начиная с базы, — убеждал собравшихся председатель Бобруйского клуба В. Соколов.

— У нас, например, из 10 штатных работников 5 трудятся за счет самоокупаемости. Мы объединили платные курсы и прокат. Прямо в клубе турист может получить продукты и снаряжение, переодеться и отправиться в поход. Чтобы поддержать работников клуба, возводим хозспособом двухквартирный жилой дом, к строительству привлекаем общественный актив. А в перспективе у нас — создание туркомплекса с тренажерными залами, учебным полигоном, кафе и т. д. За такими комплексами — будущее.

— Между прочим, — вступает в дискуссию зав. отделом Белсовета В. Аносов, — для клубных помещений, очевидно, теперь должны быть ЦНИИПом установлены определенные нормы, в зависимости от уровня развития туризма. Да и вопрос о штатах, видимо, пора решать тоже, исходя из того, какой процент населения вовлечен в походную жизнь…

Перестройка туристского хозяйства всколыхнула и его общественные организации, богатый социально-экономический потенциал которых далеко не исчерпан. Сейчас с ломкой старых представлений, сменой устаревших положений и инструкций возникло много проблем, и в клубной деятельности подчас царит разнобой.

Но главное, что еще далеко не все клубы используют новые возможности, ждут каких-то указаний сверху, от местных и Центрального советов по туризму и экскурсиям.

Внедрением же основ самоокупаемости и организацией платных услуг все равно придется заниматься. Время торопит, раскачка и так уже затянулась. Поэтому, заканчивая разговор о семинаре, будем ждать дальнейших инициатив и решительных действий со стороны клубного актива и ЦСТЭ. С введением долгожданного нового положения о клубах права общественных туристских организаций существенно расширяются. Кто первый скажет свое слово в их осуществлении?

Ю. КИРИЛЛОВА

Ленинград

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий