Подмосковные города Коломна и Ногинск не обижены вниманием туристов. Первый лежит на трассе популярнейшего «Золотого кольца», второй — на пути к есенинским местам Рязанской области. Оба города доступны и для однодневных поездок из столицы. Однако немногие любители путешествий, побывавшие в этих городах, обращают внимание на то, что с древними стенами, богатыми музеями и оригинальными новыми районами соседствуют в Ногинске и Коломне интереснейшие памятники отечественного транспорта — старые трамвайные линии.
Трамвай в райцентре, пусть даже с населением, превысившим 100-тысячный рубеж, — явление, редкое и в наши дни. А вот в Ногинске он ведет свою историю с 1924 года, когда комсомольцы текстильного Богородска (так прежде назывался Ногинск) подхватили почин москвичей и сразу же после гражданской войны с огромным энтузиазмом взялись благоустраивать рабочие предместья. В невероятно тяжелых условиях разрухи всего за несколько месяцев вручную было уложено восемь километров рельсового пути, оборудовано депо, смонтированы тяговые подстанции, силовая и осветительная сети. Работы велись почти исключительно в ходе субботников и воскресников.
2 марта 1924 года по маршруту, связавшему город с крупными фабричными предместьями Истомкином и Глуховом, началось регулярное движение трамвая. Ногинский трамвай, таким образом, стал первым в РСФСР и вторым (после бакинского) в стране городским транспортным предприятием, введенным в строй при Советской власти.
В иную, но не менее трудную и героическую эпоху начиналась история трамвая коломенского. В послевоенный период, когда страна еще только начинала оправляться от неслыханных лишений, коломенцы решили использовать оборудование, высвободившееся после ликвидации трамвайных линий в центре Москвы. Как и в Ногинске, на стройку выходил весь город, активно помогали трамвайщики столицы. Первая линия — от железнодорожной станции Голутвин до местного кремля — открылась 5 ноября 1948 года. Примечательна и такая деталь: коломенцы решили использовать вагоны, построенные в 20-е годы, лишь капитально их отремонтировав…
Сегодня обе линии, ногинская и коломенская, в значительной степени сохранили первоначальный облик, хотя и обслуживаются современным подвижным составом. Цел и один из тех первых вагонов, что были переданы в Коломну из Москвы. К сожалению, об этом нет ни строчки в путеводителях, ни слова в рассказах экскурсоводов.
А ведь в той же Коломне можно было бы без особых затрат организовать для туристов «заповедный» трамвайный маршрут — по типу возникших недавно в других городах страны. Ведь сохранившая изначальный облик первая трасса как раз совпадает с маршрутом туристов, изучающих город самостоятельно: от станции Голутвин через Центр с гостиницами, магазинами и Мемориальным сквером до кремля и краеведческого музея. При этом один из ее перегонов — по улице Гражданской — проходит среди типичной городской застройки XIX века, в Центре линию окружают современные строения, а ближе к Голутвину — кварталы 30-х — 50-х годов. «Путешествие во времени», таким образом, можно проделать на коломенском трамвае и сегодня. А насколько увеличился бы аффект такой поездки, если совершить ее в вагоне 20-х годов, открывавшем когда-то движение, и послушать рассказ экскурсовода!
В Ногинске сохранившиеся трамвайные пути 20-х годов заповедными объявить невозможно, так как они загружены современными перевозками. Кроме того, в ходе реконструкции бесследно исчезли такие интересные сооружения, как деревянные здания станции Истомкино и остановки «МОГЭС», однопутная линия на деревянном свайном мосту через Клязьму и сигналы «Берегись трамвая», автоматически загоравшиеся при приближении вагона.
К 2000 году ногинское трамвайное хозяйство должно стать полностью двухпутным, нынешний участок в центре города будет ликвидирован. Так что об экскурсионном вагоне здесь, по-видимому, не стоит заводить и речи. Но почему бы туристско-экскурсионным организациям не выступить с инициативой воссоздания, допустим, в сквере у краеведческого музея или на площади Левина в Глухове небольшого участка старой линии с разъездом, деревянными опорами сети, старыми фонарями и т. д., на котором застыл бы, как на почетном пьедестале, сохранившийся в депо старый вагон? Ведь история этой скромной по сегодняшним меркам трассы — это одна из ярких страниц прошлого самого города, всего отечественного электротранспорта, ударных комсомольских строек.
Н. СЕМЕНОВ
Журнал «Турист» № 1 1988