Пятница, 22.02.2019
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал "Турист"

Музейный туризм
Проблема или трекинг?

Гостиница — ресторан — музей — автобусная экскурсия — вот нехитрая схема, по которой пока что организуют прием большинство подразделений «Спутника». Из трех важнейших функций туризма: познание, общение и движение практически исключается последняя, а зачастую — и вторая. И туристов мы приучили к такому отдыху. В итоге наши молодежные туристские центры (МТЦ) превратились в своего рода санатории, где действует щадящий режим, вкусно и много кормят, изредка дают экскурсионную программу (за дополнительную плату) и не особенно пристают с волейболом и настольным теннисом. А поэтому можно лежать в номере сколько душе угодно или съездить в соседний город в целях охвата всех промтоварных магазинов.

Конечно, общая картина не столь печальна, как ее нарисовал я, но она присуща «Спутнику». И не только «Спутнику», но и ЦСТЭ (то есть многим его турбазам). В этом я убедился во время обучения в ИПК, где мы знакомились с основами организации пешеходных маршрутов. Убедился и в том, что у «Спутника» и ЦСТЭ общие задачи и общие проблемы. О двух таких проблемах наиболее часто говорилось в ИПК. Первая — как и за счет каких новых форм, новых видов услуг, внутренних резервов поднять туризм в стране на качественно новый уровень без больших дополнительных капитальных вложений? И вторая — как из некоей разновидности профилактория превратить турбазы действительно в туристские базы?.. Впрочем, обе эти проблемы настолько взаимосвязаны, что практически являют собой одну большую, присущую всему организованному туризму в стране.

Во время обмена опытом мы почерпнули для себя массу полезного и по организации программ пребывания, и по новым формам и услугам. Оказалось, что есть чем поделиться и «Спутнику». В частности, большой интерес и поддержку встретил наш многодневный маршрут вдоль Кругобайкальской железной дороги — по архитектурно-ландшафтному заповеднику на юго-западном берегу озера. Этот маршрут организован по формуле «трекинг». Этим термином мы для себя обозначаем пешеходный туризм, в котором условия комфорта сочетаются с дискомфортом, с доступными физическими нагрузками.

Насколько мне известно, термин «трекинг» у нас в стране впервые был использован Иркутским отделением Госкоминтуриста для обозначения пешеходного маршрута, организованного по заказу западногерманской фирмы «Ганза», от Листвянки до пади Большая Кадильная на Байкале.

Чем же отличается этот маршрут «Интуриста» от, скажем, маршрута т/б «Прибайкальская», проходящем от той же Листвянки до Бухты Песчаной? Да тем, что последний маршрут проходит в условиях привычного советскому пешеходному туристу дискомфорта — довольно нелегкий путь во время дневного перехода сменяется опять-таки суровыми условиями ночлега в палатках. А ведь палатки еще и тащить на себе надо! И не только палатки, но и продукты и т. д. На такой поход решится далеко не каждый из отдыхающих на т/б «Прибайкальская».

А вот туристы фирмы «Ганза» хотя и также идут пешком по непростому рельефу Прибайкальского хребта, но налегке — без палаток, в рюкзаках несут только сухой паек на обед, который они готовят все же сами (надо же сохранить походную романтику!). Этот переход обеспечивает туристам определенные условия дискомфорта (иногда и дождичком помочит, и сопки байкальские порой кажутся слишком крутыми). А комфорт — это ночлег в хорошей гостинице Прибайкальского национального парка в Большой Кадильной, возможность попариться в настоящей русской бане.

А оригинальные таежные угощения — грибы, брусника, дичь пернатая или сохатина в сочетании с искренним гостеприимством хозяина — егеря, приводят западных туристов в полный восторг. Эта трекинговая форма организации пешеходного маршрута позволяет туристам, порой совершенно неподготовленным, не только познакомиться с тайгой, полюбоваться Байкалом, вволю пофотографировать, но и приобщиться к пешеходному туризму.

А тащи они все — палатки, спальники, продукты плюс собственные вещи — на себе, то возникло бы у них желание фотографировать, любоваться природой? Вряд ли, во всяком случае далеко не у всех.

Мне могут возразить — это ведь интуристы, для них даже в тайге гостиницу нашли! Но разве не может любой областной совет или даже сама турбаза договориться со своими соседями-лесниками о строительстве на маршруте нескольких «охотничьих домиков», в которых будут пусть скромные, но вполне нормальные условия для ночлега, дрова? Вы думаете, лесники не согласятся? Еще как согласятся — сдача в аренду таких приютов и организация дополнительных платных услуг позволит им отказаться от заготовки веников (для выполнения плана по предоставлению услуг населению и производству товаров народного потребления).

В районах с хорошо развитой сетью туристских учреждений трекинг можно организовать от турбазы к турбазе. Для туриста такой маршрут — максимум впечатлений, смены экскурсионных объектов, максимум общения с товарищами по группе и в то же время — хорошая физическая встряска. А для турбазы — возможность не ломать себе голову, чем занять туристов, ведь время их пребывания на базе сокращается с 16—20 до 3—4 дней.

Вернемся к нашему маршруту по Кругобайкальской железной дороге. Он многодневный, пешеходный. Туристы совершают 4 перехода от 8 до 20 километров каждый. Протяженность перехода возрастает по мере привыкания и по мере «худения» рюкзаков (пока еще большую часть продуктов наши туристы несут на себе). День перехода чередуется с днем отдыха.

Ночлег — в пассажирских вагонах (вот условия, хоть и относительного, но комфорта...), стоящих в тупиках и представляющих собой своеобразные кемпинги. Во всяком случае — крыша над головой и у каждого своя полка. Завезены дрова, мусорные контейнеры, кое-какой инвентарь. Этот туркомплекс из 4 вагонов обошелся «Спутнику» вместе с дровами в 1 200 рублей, включая установку вагонов (так как МПС передало их нам безвозмездно). Одновременно на всей нашей базе вдоль КБЖД может находиться до 200 туристов. А во сколько бы нам обошлось только проектирование турбазы на такое же количество мест?..

Отзывы побывавших на маршруте говорят о том, что эта форма туризма (оставим за ней все-таки название «трекинг») нравится им больше, чем многодневное пребывание в районе одной турбазы, на одном месте.

Конечно, здесь мы не «открыли Америки», в системе профсоюзного туризма трекинг или его элементы существуют давно. Например, на т/б «Приморская» в Крыму. Но для нас трекинг — не только облегченный вариант пешеходного, но возможность организации экологического туризма, когда люди, необремененные огромными рюкзаками и поисками дров, могут не просто не наносить вреда природе, но и, напротив, помогать ей восстанавливаться. Например, убирая мусор за «дикарями», проводя лесопосадки и другую полезную работу в районах с огромной антропогенной нагрузкой. Во всяком случае, мы своих туристов на это ориентируем, и каждая группа делает отчет о проделанной работе. В их активе приведенные в порядок стоянки «дикарей», изъятые у браконьеров сети и т. д. В итоге 10-дневный маршрут превращается в экологический «ликбез», чему в немалой степени способствуют инструкторы — в основном студенты-охотоведы Иркутского сельхозинститута, члены студенческого экологического отряда.

Думается, что общими усилиями и «Спутника», и ЦСТЭ можно было бы превратить весь плановый туризм в экологический, наполнив его новым содержанием, сделав его активным, познавательным, полезным. Обращение к экологии поможет значительно обогатить нашу работу. Уже сейчас Иркутское отделение Госкоминтуриста организует тур для орнитологов из Японии, наш «Спутник» принимал на Байкале энтомологов из этой же страны.

В наших планах — организация экологической тропы, которая, если она соответствующим образом будет оборудована (дана соответствующая информация о встречающихся на пути природных объектах, животных, организованы микрозаповедники, через сырые места сделаны переходы и т. д.), может стать удобным средством приобщения населения к природе, к ее маленьким тайнам, позволит прививать людям элементы экологической грамотности и любовь к пешеходным прогулкам. И нам удобно — довез туристов на автобусе, отправил по тропе, а потом — встречай часа через 3—4, обогащенных новыми знаниями, эмоциями, чувствами и впечатлениями. Такую тропу можно оборудовать возле любой турбазы.

А различные «экологические десанты», акции? Количество плановых туристов в нашей стране достигает астрономических цифр. Если бы каждый из них посадил по дереву, каждый десятый — повесил скворечник... Но, к сожалению, пока преобладают стереотипы пассивного отдыха. Трекинг, экологический туризм и другие активные формы — альтернатива «матрасному туризму»!

В. БЕРЕЖНЫХ, инструктор БММТ «Спутник»

Иркутского обкома ВЛКСМ г. Иркутск

Журнал Турист № 4 апрель 1988

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Категория: Журнал "Турист" | Добавил: eastboy (20.06.2011)
Просмотров: 796 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2019 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz