Наши университеты

или рассказ о том, как два актера путешествовали по Руси

Геннадий ПЕЧНИКОВ, народный артист РСФСР

Геннадий Михайлович Печников — ведущий артист Государственного академического Центрального детского театра. Им сыграно множество самых разных ролей в театре и кино.

Немало времени посвящает Г. М. Печников общественной работе. Он вице-президент Общества советско-индийской дружбы, член редколлегии театрального журнала, член Центрального совета Педагогического общества РСФСР, член правления ЦДРИ. Геннадий Михайлович — лауреат индийской премии «Друг детей» — единственный иностранец, обладатель этой награды.

Самым большим увлечением артиста была и остается любовь к путешествиям.

— Это главная питательная среда для актера, — говорит Г. М. Печников, — познание людей, общение с природой. Туризм обостряет восприятие мира, помогает держать руку на пульсе времени.

Еще на заре своей творческой деятельности Г. М. Печников в период отпуска вместе с товарищами по сцене путешествовал под парусом или на веслах по Днепру и Волге. Организовав группу актеров он со спектаклями и концертами побывал в Амурской и Магаданской областях, Хабаровском крае, на Чукотке. Средства от спектаклей, сыгранных в Благовещенске и Хабаровске, были переданы в фонд строительства Дома молодежи.

Лето еще впереди, а мысли о будущем путешествии уже волнуют артиста…

Сегодня мы публикуем его рассказ об одном из туристских походов.

…Закончив школу-студию МХАТа, мы, что называется, стояли на пороге будущей жизни. Что нас ждет впереди? Какая судьба уготована каждому из нас? Но сказать откровенно, перспектива высвечивалась в самых радужных красках. Нам предстояло творить, лицедействовать на столичной театральной сцене. Мы были полны надежд и планов, хотя где-то глубоко-глубоко чуть заметно шевелился червячок сомнения.

Теорией мы были напичканы достаточно. Но на одной теории, как говорится, далеко не уедешь. Искусство должно следовать правде жизни — систему Станиславского мы хорошо усвоили. И теперь мечтали познать настоящую жизнь, выйти на ее просторы, окунуться в нее с головой. Нам нужны были яркие, достоверные впечатления. Нам необходимо было познать тот материал — прежде всего человеческий, который потом предстояло воплощать на сцене.

Мне и моему другу Олегу Ефремову, ныне народному артисту СССР, Герою Социалистического Труда, художественному руководителю МХАТа, а тогда вчерашним студентам, запала в голову мысль: а не поможет ли нам в этом путешествие?

Шел 1952 год. От планов и слов мы перешли к делу, стали готовиться к походу.

Но тут выяснилось, что вдвоем путешествовать нельзя. Почему? — изумились было мы. «Могут принять за шпионов — доказывай потом», — пояснили нам. И сказали нам не в шутку, а совсем всерьез.

Но мы нашли выход из положения — следовало найти третьего. Трое — это уже тургруппа. Им согласился стать актер ЦДТ Анатолий Михайлович Щукин. Правда, в поход он не пошел, у него на тот момент оказались другие дела и планы…

Маршрут выбирали долго, тщательно. Мы решили, что, прежде всего, должны проплыть по Волге, познакомиться с Поволжьем, волжанами.

Москва и Волга — это две ипостаси России. Недаром действие почти всех пьес А. Н. Островского происходит либо в Москве, либо на Волге.

Захватчики всех рангов стремились, прежде всего, также к Москве и Волге. Здесь — вся история России. И самые великие битвы были на берегах этой реки, и самые великие мучения принял здесь народ во времена крепостного права — вспомним бурлаков Некрасова и Репина. И Стенька Разин проплыл ее всю, мечтая дать народу волю… Великие художники и поэты жили здесь, прославив реку в своих творениях — Островский, Некрасов, Горький, Левитан. В Московском городском туристском клубе мы оформили, как положено, свой туристский маршрут. «По Руси» — так мы его назвали.

Вспомнился знаменитый цикл рассказов Максима Горького — «По Руси». Какая она, Русь, теперь? Как встретит нас?

Началось путешествие, прямо скажем, не с очень приятного приключения.

Только мы выгрузились из такси у вокзала, только отвернулись от машины, расставляя сумки, как таксист, воспользовавшись предотъездной суетой, укатил с нашей сумкой еды. Пришлось немножко поголодать…

Основную часть пути мы должны были проплыть на пароходе. Путешествие на пароходе хорошо описано у Горького в рассказе, который так и называется «На пароходе». «…Вода реки гладкая, тусклосеребристая, течение ее почти неуловимо, она как бы застыла, принакрытая мглою жаркого дня, и только непрерывное изменение берегов дает понять, как легко и спокойно сносит река старенький рыжий пароход с белой каймой на трубе…

Пароход тогда имел одно преимущество перед другими видами транспорта. Чтобы сесть в поезд, например, нужно сначала предъявить билет. На пароходе же спрашивали билет при выходе. Так что попасть на пароход было очень просто, выйти — сложнее. Но — пока плывешь, можно ведь что-нибудь придумать.

У нас с собой была шляпа — одна на двоих, мягкая, солидная такая. Одевал ее тот, кому предстояло заводить нужные знакомства, «налаживать отношения», вести ответственные беседы. Роль эта была сложная, тонкая, требующая напряжения (добровольно шляпу никто одевать не хотел), и мы тянули спичку. Вытянувший короткую со вздохом надевал шляпу и сразу принимал этакий респектабельный вид.

В дороге мы не забывали, что мы не только туристы, но и артисты. Останавливаясь в деревнях и селах, давали концерты. Таким образом, зарабатывали деньги на дальнейшее путешествие и на питание. Так потихоньку и двигались по Руси, вбирая в память ощущения от интересных встреч, событий, от дивной природы, наблюдая человеческие характеры.

Приближаясь первый раз к одному из сед, мечтали: вот сейчас гостеприимные крестьяне встретят нас хлебом-солью, угостят парным молоком, обласкают вниманием. Но все было не так.

В колхозе «Красный коллективист» нас встретили очень настороженно. Шляпа на этот раз досталась мне. И первая встреча с председателем колхоза меня совершенно обескуражила. Строго рассматривая меня, председатель, симпатичная женщина, потребовала предъявить документы.

Выяснилось, что прошел слух — в окрестностях бродят американские шпионы. Закончилось, конечно, все благополучно. Личности наши установили, предоставили ночлег, напоили и желанным парным молоком. Здесь, в этом селе, и состоялся наш первый концерт.

Сыграли мы инсценировки рассказов Чехова, читали Маяковского. До сих пор у меня хранится пожелтевший, потертый временем листок с благодарностью: «От имени колхозников, колхозниц и правления колхоза «Красный коллективист» Ярославской области благодарим артистов ЦДТ Ефремова и Печникова за отлично проведенный концерт, который прошел на высоком идейном н художественном уровне. На концерте присутствовало 200 человек».

…Много прекрасных и ярких впечатлений подарил нам Ярославль. Красивый, чистый, уютный, весь сверкающий благородными, древними красками.

Любовались прекрасным архитектурным ансамблем Ярославля — Спасо-Преображенским монастырем.

Древние фрески, ярославские иконы — своеобразная ветвь древнерусского искусства. Они раскрыли перед нами мир мыслей и философских поисков предков.

Набережные Волги и Которосли поэтически спускаются к воде. Изящная чугунная решетка обрамляет берег. Вдали, над водой нависает легкая беседка-ротонда. Набережная Волги в Ярославле — одна из красивейших.

И особенно дорог был для нас Ярославль тем, что это — родина русского театра, отсюда он начинался. Здесь жил и творил его основатель — выдающийся русский актер и режиссер Федор Волков. Сейчас его имя носит Ярославский государственный академический театр.

С этой сцены в 1856 году великий Михаил Щепкин сказал: «Волкову всем мы обязаны! Он, незабвенный наш Федор Григорьевич, здесь, в Ярославле, сто лет тому назад впервые привил к нашей жизни новое искусство… На площади перед театром возвышается памятник Федору Волкову.

Конечно, мы побывали в театре. Встретились с главным режиссером П. П. Васильевым. Он снабдил нас рекомендательным письмом, чтобы облегчить поиск контактов с местными жителями. Мы пользовались любым благоприятным случаем, чтобы выступить с концертом. Однажды для поездки в глубинку нам выделили машину — такую старую, что в нее страшно было забираться. Предупредили — сзади не садитесь, может развалиться.

В машине расположилась библиотека-передвижка», втиснулись и мы.

Приехали в село под вечер в выходной день. Село отдыхало, гуляло. На улицах играла гармонь, пели, плясали.

Увидев нашу машину, ребятишки подняли крик: «Цирк приехал! Цирк приехал!»

— Да почему цирк? — возмутился Олег Ефремов. — Не цирк, а артисты приехали!

Но они упорно продолжали кричать свое: «Цирк приехал!» Видно, о театре здесь вообще мало кто имел представление.

Первым делом мы, как всегда, потребовали ведро воды и утюг. Какими бы мы ни были усталыми, какой бы путь ни преодолели — расслабляться себе перед концертом не позволяли, на сцену выходили отглаженными, старались выглядеть на высшем уровне — ведь мы представляли здесь русский театр.

Пока мылись и гладились за занавеской, к нам заглядывали будущие зрители и, ухмыляясь, спрашивали в том же духе: «Ну, как дела, цирк? Скоро?» — чем приводили Олега в бешенство.

Мне предстояло выйти первым на сцену.

— Если ты им не скажешь, какие они, как они себя ведут, я с тобой больше знаться не буду! — заявил Ефремов.

Я вышел и начал свое выступление с выговора зрителям. Дескать, вот мы, артисты, приехали к вам из Москвы, проделали нелегкий путь. И встретили такой нелюбезный, странный прием. И это сегодня, когда каждый человек должен стремиться быть культурным и образованным.

После таких моих слов в зале повисла тишина. Мы начали концерт. Играли Чехова — «Хирургию». Обычно в это время в зале стоит оглушительный хохот. А тут — тишина.

Наконец, кто-то одиноко рассмеялся. И тут же раздался громкий и строгий голос: «Тихо! Будь культурным!» И снова — тишина.
Да, зрителя нужно было еще воспитывать, развивать, вести за собой.

Куйбышев… Шло строительство ГЭС Мы попали в самый его разгар. Громадная стройка гудела, звенела мощным оркестром. Сновали в разных направлениях машины, вгрызались в землю экскаваторы, оглушительно скрежетали гусеницы бульдозеров.

Здесь мы познакомились с одним из рабочих, шофером. Ночевать нам было негде, и он пригласил нас к себе в общежитие на острове Телячьем. Для этого нам пришлось не без труда перебраться через Волгу. Мы провели полную новизны и открытий ночь. Спали мало, больше беседовали с рабочими, любовались природой, ночными огнями стройки. Впечатляло уже то, что остров Телячий в самом ближайшем будущем должен был навсегда исчезнуть, затоплен…

Мы ощутили во всей полноте жаркое дыхание большой стройки. Наблюдали ее напряжение — через людей. И все это тоже стало частью нашего творческого багажа.

Немало интересных встреч было и в тот период, когда плыли по Волго-Дону. Подружились с инженером Владимиром Ивановичем Севостьяновым, который принимал участие в строительстве канала, почерпнули для себя много полезного из его рассказов.

… Нередко во время путешествия мы спали на волжских берегах прямо под открытым небом. Делали из палатки, взятой напрокат в Московском туристском клубе, спальный мешок и любовались яркими звездами, наслаждались прохладой реки, ее запахами.

Выспавшись, снова отправлялись в путь. Снова выступали с концертами. Чаще всего нас слушали и смотрели с жаждой, с благодарностью. Ведь тогда еще не пришло в села телевидение, не везде и «кино крутили».
Именно в походе мы особенно остро ощутили великую силу искусства театра. «Коврик — вышел артист — и вот тебе театр» — любил повторять В. И. Немирович-Данченко.

Мы как раз столкнулись с такой ситуацией, когда за декорации, реплики коллег не спрячешься. Мы двое — театр. И мы отвечаем за все.

…Проплыв по Волге, Волго-Дону, Цимлянскому водохранилищу, посетив такие прекрасные города, как Плес, Саратов, Волгоград, мы спустились к морю и закончили свое путешествие на турбазе Аше…

До сих пор мы с Олегом Ефремовым вспоминаем это путешествие. Это была большая школа познания жизни.

Многие образы, сыгранные нами потом на столичных сценах, уходили корнями в это путешествие…

Литературная запись Т. ХАРЛАМОВОЙ

Журнал Турист № 3(267) март 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий