Набережная Мойки, 12…

Прошел год с того счастливого дня, когда вновь распахнулись для посетителей двери музея-квартиры А. С. Пушкина на набережной Мойки — священного жеста, последнего пристанища великого поэта.

Пять лет шла уникальная реставрация этого исторического здания. По просьбе читателей наши корреспонденты встретились с сотрудниками музея, архитекторами а попросили их рассказать об этой работе.

…Парадная лестница с колоннами ведет в квартиру поэта. Легко открываются тяжелые дубовые двери с медными ручками. Торжественной тишиной встречает нас анфилада просторных комнат с высокими потолками, лепными карнизами, нарядными изразцовыми печами.

Детская… Невольно вспомнились слова поэта: «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться…»

На рисунке Н. Фризенгоф — родственницы Гончаровой — четверо детей Александра Сергеевича, милые ребячьи лица…
Уголок Натальи Николаевны — туалетный и рукодельный столики, дамское бюро Гамбса… Столовая… Круглый, массивный обеденный стол, напольные часы, картина…

Святая святых — кабинет поэта. Здесь он работал, здесь прошли его последние минуты…

Вдоль стен — полки с книгами на четырнадцати европейских и восточных языках: Пушкин в разной степени владел более чем десятью языками. Круг чтения поэта был необычайно широк…

Тот, кто посещал квартиру-музей поэта в прежние годы, найдет сейчас разительные изменения. Начать хотя бы с количества комнат квартиры. Сейчас их одиннадцать, а до реставрации было только семь… Так сколько же в квартире поэта было комнат? На вопросы, возникшие у нас и наших читателей в связи с реставрацией, мы попросили ответить директора музея А. С. Пушкина (в него входят все объекты Ленинграда и области, связанные с именем поэта) заслуженного работника культуры РСФСР Марину Николаевну Петай, заведующую музеем-квартирой Нину Ивановну Попову, главного хранителя Ирину Петровну Сизых, руководителя реставрационной группы, архитектора Константина Александровича Кочергина.

— Марина Николаевна, вы возглавляете музей Пушкина более двух десятилетий. Что значит для вас второе рождение музея-квартиры поэта?

М. Н. Петай.

— Все мы, весь наш коллектив, а работают здесь большие энтузиасты, много лет добивался создания завершенного комплекса — культурно-просветительного Пушкинского центра, куда квартира входила бы лишь частью. Музей на Мойке сегодня располагает выставочными и концертно-лекционным залами, современно оборудованной научной библиотекой, хранилищами многотысячного фонда.

Это была мечта многих поколений. И она осуществилась! Все постройки, относящиеся к дому № 12 по набережной Мойки, объединены в музейный ансамбль: основное здание, оба флигеля, бывшие конюшни.

Ленинградцы создали группу содействия реставрации. В газетах и по радио сообщалось, какие работы предстоит выполнить. Добровольцев всегда собиралось много. К Мойке шли группами, целыми семьями. Шли не только жители нашего города. Выло много приезжих — туристов Москвы, Харькова, Ташкента, других городов. Добровольные строители вынесли и погрузили тонны мусора. Я никогда раньше об этом не задумывалась, а теперь уверена: туристы могут быть большими помощниками общества охраны памятников истории и культуры…

— Реставраторам пришлось нелегко, поскольку, как нам известно, этот дом пережил не одно столетие. Какова его история?

Н. И. Попова.

— Это один из первых кирпичных домов времен Петра I, построенный в 1727 году для секретаря кабинета И. А. Черкасова. В 40-е годы XVIII столетия он перестраивается (предположительно автором проекта был Трезини) в дворцовое помещение с дворовыми флигелями и конюшнями. В начале прошлого века дом капитально перестраивается. Меняется архитектура, фасад, надстраиваются флигели. Была возведена парадная лестница.

Внутренние покои превращаются в большие, просторные, богатые по отделке квартиры, предназначенные для поэтажной сдачи в наем. Вот таким дом на Мойке вошел в ансамбль Петербурга на многие десятилетия. Таким и увидел его поэт в осенние дни 1836 года…

«Нанял я, Пушкин… весь от одних ворот до других нижний этаж из одиннадцати комнат, — говорится в договоре, — состоящей со службами, как-то: кухнею и при ней комнатою в подвальном этаже… конюшнею на шесть стойлов, сараем, сеновалом…»

— Нина Ивановна, почему многочисленные друзья Пушкина не проявили инициативы в создании мемориального музея?
Н. И. Попова.

— Не было тогда в России традиций создания мемориальных музеев. Память духовная — вот что было главным.

Только в начале 900-х годов в прессе появились статьи, призывающие создать на Мойке мемориальный музей, подобный музею Гете в Веймаре.

— А были ли прежде попытки организации мемориала? 

М. Н. Петай.

— В 1887 и 1899 годах в городской думе поднимался вопрос о покупке дома казной. Однако ответ был отрицательный: нет средств. К тому времени многочисленные вывески обезобразили фасад. В доме размещались «Англо-русская конюшня», лавочка в застроенной подворотне, велосипедная мастерская… Главное здание арендовали Дворянский земельный банк, канцелярия контроля Николаевской железной дороги.

Передовая часть общества боролась за сохранение памяти о Пушкине. В1880 году на фасаде устанавливается мраморная доска. В юбилейный 1899 год создается Пушкинский дом при Российской Академии наук, оказавший большое влияние на идею организации мемориального музея. Представители передовой интеллигенции хотели отметить 100-летие со дня рождения Пушкина созданием в доме гимназии и реального училища, потом женских курсов. Однако — все тщетно.

В 1908 году на короткое время в доме на Мойке, 12 размещается выставка, организованная «Союзом русских художников». Её устроители — Бенуа, Бакст, Добужинский — одну из комнат посвящают памяти Пушкина. Вызвала она огромный интерес у посетителей…

Н. И. Попова.

— Вот эта прекрасная парадная лестница, где мы сейчас находимся, была ликвидирована в начале нашего века, когда дом капитально перестраивался, чтобы его выгоднее было сдавать в наем. Перестройка дома в 1910 году кроме парадного подъезда уничтожила часть пушкинской квартиры — через нее прошла новая лестница. Посередине квартиры вытянулся длинный коридор. Там, где была передняя и стоял гроб с телом поэта, сделали кухню и ванную… Перегородки полностью исказили бывшую квартиру поэта.

— Как известно, в начале двадцатых годов несмотря на тяжелейшее экономическое положение в молодой Стране Советов Пушкинский дом принял меры по созданию музея поэта. Что вы можете рассказать об этом?

М. Н. Петай.

— В 88-ю годовщину гибели Пушкина, 10 февраля 1925 года состоялось собрание, положившее начало традиции, которая с тех пор свято соблюдается. Члены общества «Старый Петербург — новый Ленинград» решили восстановить сначала одну, но главную комнату — кабинет Пушкина, где он работал и где скончался. Здесь был установлен бюст поэта скульптора Витали.

— Музей-квартира открылся в 1937 году. Он располагался в семи комнатах, восстановленных, как казалось тогда, в их первоначальной планировке. К тому времени возвратились сюда некоторые личные вещи Пушкина и его семьи. Мы все привыкли к «старой» квартире поэта, полюбили ее, а теперь перед нами анфилада словно других, нарядных комнат с нежной окраской стен… Прежняя квартира выглядела как-то иначе.

Е. А. Кочергин.

— И грешила неточностью. Это показала многолетняя исследовательская работа многих-многих людей. В 1937 году невозможно было провести серьезные археологические исследования здания. Неверно также были истолкованы литературные источники. Поэтому принятые решения по планировке квартиры оказались не совсем точными, а в некоторых случаях и ошибочными.

Теперь был проделан большой комплекс археологических исследований дома, тщательно изучались документы, историческая справка, составленная в 1974 году, на подготовку которой ушло много лет; исследования И. П. Бенуа, Е. П. Дмитриева, К. Д. Халтурина. Мы прослушивали стены, зондировали их, вскрывали.

Находки оказались самыми неожиданными. Давно обратили внимание на небольшой размер столовой, которую в воспоминаниях современников Пушкин нередко называл залою. Оказалось, что деревянные перегородки, отделяющие эту комнату от бывшей буфетной с чуланом, установлены позднее и на другом месте. Прежняя, которая существовала при Пушкине, делила смежные помещения иначе: столовая имела не два, а три окна, буфетная — на одно меньше.

Все комнаты квартиры по анфиладному принципу были проходными. Гостиную с кабинетом соединяла дверь. Однако ею не пользовались, со стороны кабинета ее заставили книжными полками. Снимая один за другим позднейшие настенные слои, архитекторы и художники добрались до первоначального (реконструкция 1806 г.). Их плоскости, как оказалось, разбивались на отдельные прямоугольные панели (зеркала). Детальное исследование и расчистка стен дали возможность определить первоначальную окраску стен. Под поздними слоями были обнаружены части архитектурных деталей. Они помогли восстановить интерьер в первозданном виде. Тщательное изучение документов показало, что в комнатах лежал паркет, а не доски.

— Когда А. С. Пушкин въехал в квартиру, дом принадлежал таким именитым, богатым людям, как Волконские. Второй этаж сдавался в наем крупным сановникам…

И. П. Сизых.

— Вы будете одними из первых, кто осмотрит залы второго этажа. Обратите внимание, как хороша анфилада, состоящая из больших нарядных помещений. Архитекторы и художники не ставили перед собой задачу воссоздать жилые помещения Волконских — важно было придать этой анфиладе комнат черты Пушкинского времени.

Что здесь будет? Наш основной фонд — 47 тысяч экспонатов. Многое, очень ценное, не вошло в основную экспозицию. Живопись, графика, произведения прикладного искусства. Музей располагает портретами детей поэта, современников, в том числе друзей-декабристов. У нас прекрасная пушкиниана в живописи. Репин и Айвазовский, Кончаловский и Ульянов, Соколов-Скаля… «Пушкин на лицейском экзамене», «Прощай, свободная стихия», «Пушкин в Михайловском», «Пушкин на балу», «Осенняя пора, очей очарованье»… Таким богатством не владеет в стране ни один музей.

Пушкин и его близкое окружение — в скульптуре, в графике, пушкиниана мастеров Палеха…

Сейчас появилась возможность постоянно устраивать в этих прекрасных залах обширные тематические выставки — ведь мы теперь располагаем прекрасным помещением!

…Группа за группой проходят экскурсанты. Поток нескончаем… Владимир, Ужгород, Тарту, Чимкент, Кутаиси… Все гости к нам… И вспоминаются пушкинские строки:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

О. ФОМЕНКО, наш спец. корр.
Ленинград

Журнал Турист № 3(267) март 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий