Новинки "Планеты"

Критика и библиография

Великий наш лексикограф Владимир Иванович Даль среди более чем двадцати производных слова «путь» приводит и, казалось бы, столь близкий туристу наших дней «путеводитель» (путе-вождь, путе-водец, путе-вод-ка). Разумея под этим отнюдь не «справочную книгу, содержащую сведения о каком-нибудь городе, музее и т. п.» (С. И. Ожегов). Во времена Даля это — «провожатый, указывающий кому путь, проводник для дороги», по-нашему инструктор туристского маршрута, групповод, руководитель похода.

Папка путеводителей систематически пополняется как центральными, так и местными издательствами: от Мурманска до Ашхабада, от Карпат до Магадана, За последние же годы обретает заслуженную популярность сравнительно новый жанр — фотопутеводитель, по страницам которого собирающийся в путь-дорогу может зримо представить себе весь будущий маршрут. 

Как и поднаторевший в своем ремесле экскурсовод («Турист» не раз писал о таких), путеводитель обратит внимание читателя на то, что для этого места наиболее типично, как бы определяет его лицо, характер. Оно ведь может быть скрыто за чем-то внешне более броским, на деле же случайным, не столь значимым.

Сам жанр, столь утвердившийся за послевоенные годы, требует не просто рассказа о регионе, но и подсказки, с чем знакомиться в первую голову, а что, так сказать, вторично. Автор путеводителя как бы предугадывает возможные вопросы, не дожидаясь, отвечает на них.

Вместе с тем путеводитель отнюдь не путевой очерк, не монография, хотя и пользуется какими-то художественными приемами, выделяющими его из сероватого по стилистике потока сугубо справочной литературы.

О чем бы ни говорилось — о вечных ли снегах Эльбруса или вечной зелени крымских субтропиков, — автор путеводителя призван пробуждать пытливость, удовлетворять жажду познания, ибо в этом душа истинного туризма, его глубокий смысл.

Более чем успешно справился с этим Владимир Тимофеевич Чернов, автор элегантно одетого, с большим вкусом изданного и вместе с тем содержащего большой информативный материал фотопутеводителя «Южный берег Крыма».

Старая, но отнюдь не устаревшая пословица напоминает: «По одежке встречают, по уму провожают». Автору В. Чернову, работавшим над книгой художникам А. Семенову, В. Орловскому, редактору Л. Елкиной вкупе с полиграфистами югославской типографии «Младынска книга» в Любляне удалось создать книгу из тех, про которые по праву сказано: ее приятно взять в руки.

Своего рода визитная карточка книг этого жанра — обложка. Дебютирующий в этой книге житель Крыма Феликс Дунаевский с места в карьер показывает, чем может порадовать путника его край.

Дунаевский во всех своих 234 кадрах показывает себя зрелым мастером, влюбленным в родной Крым, раскрывающим нам все его своеобразие.

Дунаевский представлен и масштабными, в полный разворот книжного формата панорамами (море на закате, с. 10; в предгорьях, с. 58 и др.). Смотрится и каждая из его фотозаставок, величиной с почтовую марку. Хотя каждый из его снимков самостоятельный, по всему, как сказано, отличный по композиции и цвету сюжет, все они органично вплетаются в общую ткань книги, раскрывая в образах содержание.

Более стандартны, суховаты, менее выразительны кадры современной Алушты (с, 65), курортного поселка у Медведь-горы (с, 69) и др. Впрочем, может ли объектив фотохудожника исправить стереотипы мышления современных зодчих? Пресновато
выглядят по той же причине и кадры «Артека».

Владимир Тимофеевич Чернов (составление и текст) не новичок и в туризме, и в туристской литературе, еще в 1957 году заявил о себе добротным путеводителем по Москве (издательство «Прогресс»). Другая его работа «Три дня в Москве», выходящая уже третьим изданием, — бесспорное свидетельство читательского признания.

Его текст — не подписи к картинкам, но веское слово знающего предмет экскурсовода, краеведа, обращенное в первую очередь к зарубежному гостю.

В. Т. Чернов учитывает их интересы, умеет без навязчивости, фактами самой жизни показать наглядно, зримо и убедительно расцвет сравнительно небольшой по территории области (25,5 тыс. кв. км), заново ожившей после тех руин, что оставили гитлеровские оккупанты.

Эти 105 километров прибрежья, от мыса Айя на западе до Алушты на востоке лежат на одной широте с французской Ривьерой, севером Италии. Гряда гор преграждает путь ветрам с севера, солнце и море сами по себе создают мягкий целебный климат.
Самой доброй оценки заслуживает и другой фотопутеводитель «Ярославль». Авторы составивших его 221 фото Ирина Игоревна Стин и Анатолий Васильевич Фирсов хорошо знакомы читателям нашего журнала. Думали ли они — школьники, что первые кадры на выставке в фотокружке Дворца пионеров Бауманского района определят весь их творческий да и жизненный путь. Ведь Ирина намеревалась стать медиком, Анатолий — кинооператором. Но лежащая перед нами, отлично смотрящаяся двадцать первая их книга подтверждение постулата: и в случайном есть проявление необходимого.

«Почти тысячу лет назад, в 1010 году, киевский князь Ярослав Владимирович (позднее его стали именовать Мудрым), стремясь обезопасить подступы к одному из крупнейших городов Северо-Восточной Руси — Ростову Великому, основал город-крепость и назвал его «во свое имя» (Н. Удралова).

Входящий ныне в «Золотое кольцо» областной центр на слиянии реки Которосль с Волгой предстает перед нами от начинавшего свою жизнь восемь столетий назад, одного из древнейших в Верхневолжье Спасо-Преображенского монастыря (ныне богатейшего музея-заповедника) и до наших дней. Рядом с древним гербом Ярославля — «медведь стоячи, держит золотую секиру» — алеют ордена Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции. Здесь был собран первый советский большегрузный автомобиль, выпущены первые советские самосвалы, троллейбусы, дизель-моторы. Первую в мире покрышку из синтетического каучука сделали тоже в Ярославле.

Земля эта дала основателя первого русского театра Ф. Г. Волкова, великого поэта Н. А. Некрасова. Из здешней деревеньки Масленниково шагнула в космос В. В. Терешкова.

Работы И. Стин и А. Фирсова памятны нам не только по журналу, мы могли видеть, как теснились зрители возле них в Центральном выставочном зале. Читатели высоко оценили сделанные с присущей мастерам зоркостью и талантом книги «У Белого моря», «Очаг мой, Дагестан», «Золотое кольцо».

Вглядываясь в кадры Ярославля либо некрасовской Карабихи, невольно вспоминаешь рожденное галльским остроумием: «Лучше плохая погода, чем никакой». Оба мастера не только понимают, что даже морось, туман, слякоть тоже часть нашего бытия, они находят и в этом поэтичность. Убедительны их «непогодные» этюды (с. 46, 50, 141, 190 и др.).

Турист ли, участник экскурсии, обращаясь к путеводителю, хочет представить себе не только ту или иную достопримечательность, но и ее отношение к маршруту в целом. Определить собственное движение в пространстве.
Для «Ярославля» в этом помогут шесть отличных по исполнению картосхем студента Архитектурного института Петра Завадовского (не упомянутого в перечне авторов). Они графичны и деловиты, лаконичны, но вместе с тем не забывают подсказать, где же церковь Николы, Рубленый город, а где Красный Спуск.

Большое познавательное содержание вложено в текст Н. В, Удраловой. Хотя мы не уверены в необходимости обрушивать на читателя такое обилие узкоархитектурных терминов вроде «перспективного портала» (с. 48, по логике вещей должны быть тогда и «бесперспективные»?). Вряд ли провинциальные купцы Скрипины «имели огромное влияние при дворе» (с. 103)! Думается, что не повредили бы тексту словечки бойкого на язык ярославца, которым так восхищались и Н. А. Некрасов и А. Н. Островский. Вряд ли была необходимость в дублировании кадра драмтеатра (с. 152, 156). Еще писатели прошлого возражали против универсализации употребления глагола «являться» (с. 16, 73 и др.).

Евг. СИМОНОВ

От редакции. Развернув очередной номер «Книжного обозрения», непременно найдем информацию о выходе в свет путеводителей. В то же время, если не считать внутреннего обзорного рецензирования их Госкомиздатом СССР, Центральным рекламно-информационным бюро «Турист», давней дискуссии в Центральном Доме журналиста, глубокого их обсуждения так и не было. А нужда в нем назрела. Где и когда собирали Союз журналистов и ЦС по туризму и экскурсиям мастеров туристской фотографии?..

Журнал Турист № 3(267) март 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий