Открытие по прогнозу
Еще в 1982 году секция Новосибирского университета осуществила перво-прохождение в Алтайских пещерах Кёктан, открыв четыре новые системы. И вот — новые первопрохождения и новые открытия университетских секций спелеологов и скалолазов. Экспедиции удалось обнаружить в пещере Алтайской еще четыре системы, проложив маршрут IV категории сложности.
Протяженность пещеры стала 3 574 м, общая длина отвесов, требующих применения веревки, — 1 042 м!
Существование неизвестных систем мы «вычислили» еще до экспедиции в кабинетах Института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР. Дешифрирование аэрофотоснимков и анализ геологических карт позволили наметить разломы и увязать их с пещерными ходами. Оказалось, что пересечениям разломов в пещере соответствуют трубы и стены. По одним разломам идут галереи, приводящие к основанию этих стен и образующие нижние этажи пещеры, а по другим разломам, более древним и примыкающим к первым, могут быть неизвестные галереи, образующие верхние этажи. Так появилась гипотеза, для проверки которой надо было штурмовать стены снизу вверх. В точном, как потом
оказалось, прогнозировании новых систем — особенность экспедиции.
Штурмовать понадобилось вертикальные, местами нависающие, протяженные до сотни метров стены, скользкие, мокрые, часто в глине и снизу вверх. Пригодился весь арсенал высшей скальной техники. Стенолазание увенчалось открытием новых систем, имеющих пропасти, озера, ручьи.
Маршрут в пещере Алтайской стал самым сложным в вертикальных пещерах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Наш адрес для консультаций: Новосибирск, ул. Советская, 20, туристский клуб, спелео-МКК, тел. 22-16-27.
А. БУЛЫЧЕВ, тренер секции скалолазания и спелеотуризма Новосибирского государственного университета
г. Новосибирск
Посетите эти выставки
Таллинская станция юных туристов регулярно проводит соревнования школьников, по туристской технике. Большинство школ города, участвующих в этих состязаниях, выставляют по одной команде или в старшей, или в младшей возрастной группе. А вот 54-я средняя школа — две команды. Причем нередко бывает так, что обе они становятся победителями. И вот почему. В этой школе ребята уже давно увлечены путешествиями. Занимаются с учителем физики мастером спорта по туризму Эдгаром Яаро.
Перед городскими соревнованиями здесь проводятся свои, внутришкольные, в которых участвует до 32 команд, то есть иногда числом больше, чем на первенстве Таллина! А там, где достигнута подлинная массовость, можно легко сформировать две-три сильных сборных. Еще один факт, доказывающий, что здесь все «заражены бациллой туризма». В народном походе, посвященном 43-й годовщине освобождения Таллина, участвовала вся школа до единого человека.
Каждое лето школьники 54-й средней ходят в походы по Эстонии. Кажется, уже нет уголков в родном крае, куда бы не ступала нога туристов из этой школы. Впереди новый летний сезон, и ребята возлагают на него большие надежды…
Участвовали все
Первым отраслевым смотром года станет «Стройдормаш-88», который пройдет с 25 мая по 3 июня в Москве. Третья международная выставка строительных и дорожных машин и средств механизации продемонстрирует широкую гамму современной техники — от разнообразного ручного инструмента до мощных экскаваторов.
Со 2 по 11 августа в Сокольниках и на Красной Пресне будет работать выставка новейшего оборудования и технологии в легкой промышленности — «Инлегмаш-88», с 9 по 19 сентября — «Интерлитмаш». Завершит программу международных смотров выставка «Наука-88».
Более половины специализированных международных выставок состоится в столицах союзных республик и крупных промышленных центрах. В Ташкенте — выставка оборудования для производства мяса птицы и яиц (IV—26 мая), в Ленинграде — маркшейдерских приборов (27 июня — 3 июля) и «Судотехнология-88» (24 — 31 августа), в Минске — оборудования и приборов для механизации и автоматизации возделывания и переработки картофеля (30 июня — 7 июля), в Таллине — оборудования для повышения эффективности работы автотранспорта (17—24 августа).
Интересные экспозиции будут открыты в Москве. Среди них: «Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта» (29 июня — 6 июля), «Эксплуатация и содержание жилого фонда в крупных городах» (7—14 октября), «Оборудование и средства малой механизации для теплиц» (17—24 октября).
Р. АЛЕКСАНДРОВ
Вторая молодость «Алибека»
Альплагерь «Алибек», расположенный почти на трехкилометровой высоте недалеко от Домбая, пользуется большой популярностью среди альпинистов и горных туристов. Сейчас он обновляется почти полностью. С учетом лавинной опасности строится здание, под крышей которого будут столовая на 200 посадочных мест, административные помещения, склады продовольствия и снаряжения. Реконструируется и переоборудуется и жилое здание. Кроме этого, идет установка пяти новых бугельных подъемников для любителей горнолыжного катания.
В районе альплагеря «Алибек» снежный покров иногда достигает 4—6 метров: затрудняются связь, движение. Поэтому здесь усилена связь, построены склады стройматериалов, появился на вооружении лагеря мощный гусеничный трактор.
Похорошевший и помолодевший «Алибек» будет принимать наряду с советскими туристами и зарубежных гостей.
Имеются «вакансии»
Свыше тысячи ста туристов отдохнуло в прошлую навигацию на борту теплохода «Антон Чехов», совершающего рейсы из Красноярска по великой сибирской реке — Енисею до Северного Ледовитого океана. От участников таких поездок приходилось не раз слышать самые восторженные слова о красотах реки и ее окрестностей. Надолго запоминаются всем и праздники перехода Полярного круга, и перекличка городов, чьи представители находятся на борту комфортабельного лайнера, и конкурс «Королева Енисея»…
Каждое утро плавания в одном из отсеков теплохода появлялась исчерпывающая информация о тех местах, которые предстояло проплыть за день. Экипаж судна, методисты, сопровождающие путешественников, старались сделать все, чтобы гости не скучали, побольше узнали об этом удивительном крае.
Словом, прекрасная поездка, о которой можно только мечтать.
Но как ни странно, за шесть прошлогодних рейсов «Антон Чехов» не добрал в общей сложности триста пассажиров. Чем объяснить эти туристские «вакансии», которых не должно быть? Думается, причин немало, но главное — отсутствие должной информации о рейсах теплохода, несовершенство системы распространения путевок, которая действует в Красноярском бюро путешествий и экскурсий.
Не за горами новая навигация на Енисее. И надо сделать все, чтобы «Антон Чехов» не имел «вакансий», иными словами, полтора порожних рейса из… шести. Это накладно пароходству, самому бюро, лишает прекрасного путешествия сотни людей.
ИТОГИ СЛЕТА
XXI туристский слет Минского автозавода состоялся в районе деревни Киевец Воложинского района Минской области. В нем участвовали 25 команд цехов, производств, управлений головного предприятия производственного объединения «БелавтоМАЗ», а также подшефной школы. Погода не благоприятствовала соревнованиям, часто лил дождь. Но это не снижало накала спортивной борьбы. Слет прошел дружно, организованно.
Программа слета интересна и разнообразна, некоторые элементы ее у нас на заводе проводились впервые. Соревнования включали в себя установку палатки, параллельные веревки, воздушную переправу, вязку узлов, высокий мост, гать, сплав на каноэ, переноску пострадавшего. Большой интерес болельщиков вызвали встречи команд по футболу и волейболу.
Проводились и традиционные семейные эстафеты «Папа, мама, я — спортивная семья». Команды соревновались в стрельбе из малокалиберной винтовки.
Привлекли внимание собравшихся и многочисленные конкурсы.
В результате упорной борьбы чемпионом слета стала дружная команда кузнечно-термического цеха. Второе место завоевала команда инструментального цеха. На третьем месте — туристы управления станкостроения. С сожалением хочу отметить, что 25 команд — это не то число, которое должен представлять многотысячный коллектив Минского автозавода. Сказывается недостаточное внимание, которое уделяют развитию массового туризма на заводе спортивный клуб и общественные организации предприятия.
О. ПЕРМЯКОВ, Минск
ДОШЛО ДО КУРЬЕЗОВ
В мае Ашхабадское бюро путешествий и экскурсий открывает один из новых маршрутов, который проходит по Черноморскому побережью Грузии. Он рассчитан на двадцать дней. Начинается маршрут в Ланчхути и оканчивается в Гудауте. Кроме этих городов, туристы побывают на экскурсиях в Кутаиси, Цхаптубо, Сухуми, посетят Пицунду…
Большая часть путевок будет предлагаться в «пик» отпускного сезона — самые жаркие месяцы ашхабадского лета… В это же время будут открыты и другие маршруты — в Сочи и на побережье Иссык-Куля, в Сибирь и на Дальний Восток.
Не забыты любители путешествий, чей отпуск начинается осенью или даже зимой. Им будет предложено посетить города Украины или Прибалтики, Волгоград, Львов, Москву.
Понравился ашхабадцам и недавно открытый двухдневный маршрут в Омск. Несколько часов полета на воздушном лайнере — и вы на берегу Иртыша. За выходные дни совершаете экскурсии по городу и его окрестностям. А вечером в благоустроенной гостинице можно хорошо отдохнуть и повеселиться.
Почти все перечисленные выше путешествия можно совершить в самолете. Те туристы, которые предпочитают поездки по железной дороге, находятся в трудном положении. Уже не первый год железнодорожники почти не предоставляют бюро специализированные поезда, ссылаясь на чрезмерную загруженность линий, особенно в летний период.
Странная ситуация. Ведь авиабюро находятся в таком же положении. Однако в летний период они перевозят пассажиров в десятки раз больше, чем железнодорожники.
Дело дошло до курьезов. Даже фирменный поезд «Ашхабада отправляется зачастую… то из Душанбе, то из Бухары, то из Самарканда. В Ашхабадском отделении Среднеазиатской железной дороги эту нелепость объясняют тем, что данный фирменный поезд находится в ведении Ташкентского отделения. А какое дело до таких, мягко говоря, странностей путешественникам! Вероятно, здесь требуется вмешательство Министерства путей сообщения СССР.
П. АЛЕНКИН
ДЛЯ ТЫСЯЧИ ГОСТЕЙ
Первых туристов приняла новая гостиница в Киеве, возле станции метро «Левобережная».
…Лифт быстро выносит пассажиров на самый верхний, 26-й этаж. Открывается величественная панорама.
— Этот комплекс для туристов разработан Главкиевпроектом, — говорит председатель Украинского республиканского совета по туризму и экскурсиям В. С. Западня, — здесь 540 номеров. В них одновременно можно разместить тысячу гостей. К их услугам — ресторан на столько же мест, кассы Аэрофлота, киоски «Союзпечати», сувенирный и другие. «Турист»
имеет свой вычислительный центр, оснащенный ЭВМ. Работает новейшая электронная АТС более чем на тысячу абонентов. Ну а кроме того, есть киноконцертный зал на 300 мест, два банкетных зала, система кондиционирования воздуха. Хочется выразить благодарность строителям за хорошее качество работ. Мебель изготовляли мастера разных предприятий республики.
Каждому, безусловно, известна картина, которую можно видеть у гостиничных регистрационных стоек: многочисленные посетители стремятся узнать о наличии свободных мест. Сколько они тратят на это время! В «Туристе» все просто и быстро: нажал кнопку, и на экране дисплея — необходимая информация.
С вводом этого комплекса количество мест в туристских гостиницах Киева увеличилось в три раза. Стоимость дополнительных услуг, оказываемых туристам в течение года, составит около пяти миллионов рублей. В столице республики предусматривается строительство новых таких объектов, в частности, рядом с только что открытым и в районе моста имени Е. О. Патона.
В. ОМЕЛЬЧЕНКО, журналист Киев
Есть резервы!
В Казанском бюро путешествий и экскурсий разработано около сотни тем, позволяющих ознакомиться с историей края, биографией В. И. Ленина, его соратников, с событиями Октябрьского вооруженного восстания в Казани, с достижениями республики за годы Советской власти. В прошлом году на местных экскурсионных маршрутах побывали около одного миллиона четырехсот тысяч человек. Есть основания считать, что эта внушительная цифра «подрастет» в этому году на несколько десятков тысяч…
К услугам любителей дальних странствий — туристский поезд «Казань». Все вагоны в нем купированные. В городах поезд делает одно- или двухдневные остановки, в течение которых проводятся обзорные экскурсии.
Неизменным успехом пользуются путешествия на комфортабельных теплоходах по Волге.
Остается пояснить, что Казанское бюро путешествий и экскурсий работает на основе договорной системы с предприятиями и организациями города. Постоянно сотрудничает, например, с объединениями «Казанькомпрессормаш», «Тасма», заводом ЭВМ и другими. А вот с торговыми, строительными, автотранспортными предприятиями пока таких контактов нет.
Выходит, есть еще неиспользованные резервы для расширения туристско-экскурсионных услуг в автономной республике!
Журнал Турист № 4 апрель 1988