Перемены обнадеживают

Перестройка: касается всех и каждого

Этот день ждали по-разному. Одни с нетерпением, желая испытать новые возможности. Другие настороженно, опасаясь сложностей. Третьи с недоверием, дескать, посмотрим, что получится.

И вот наступил этот день. С 1 июля прошлого года согласно постановлению Секретариата ВЦСПС от 19 мая 1987 года все предприятия и организации Центрального совета по туризму и экскурсиям переведены на новые методы хозяйствования. Как началась перестройка? Что она приносит? Какие возникают трудности и проблемы? Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось побывать в двух областях — Закарпатской и Ивано-Франковской, где довольно широко развито туристское обслуживание.

* * *

Скажу сразу — о глобальных переменах речь не пойдет. Мало прошло еще времени. Да и вообще было бы неправильно считать, что новый хозяйственный механизм сам по себе сработает, быстро даст нужный эффект.

Однако уже обозначились пусть небольшие, но обнадеживающие сдвиги. О них-то и стоит рассказать.

Говорят, что самые замечательные нравственные, социальные и профессиональные качества люди проявляют в экстремальных обстоятельствах. А разве нельзя считать таковыми условия, в которых оказались турбазы в связи с переходом на новые методы хозяйствования? Судите сами. Упорно пятилетка за пятилеткой люди приучались к сугубо исполнительским функциям. Целые поколения кадров воспитывались на одних только ограничениях: «этого нельзя», «это не положено»… Привычка жить по указке, что кто-то за тебя подумает, решит, стала нормой. И вдруг на тебе — хозяйствуй самостоятельно. Не каждый решится на такое.

Директор ужгородской турбазы «Свитанок» В. Т. Галяпин и сам удивляется, почему не ушел на пенсию. По возрасту давно пора. Да и здоровье уже не то: инфаркт перенес. Следовало бы и отдохнуть. Ан нет, захватили Василия Тихоновича, обворожили новые экономические обстоятельства. Захотелось ему, администратору с многолетним опытом, поработать в необычных условиях. И откуда только силы взялись. Чуть свет, а он уже на турбазе. Под стать директору подобрался и коллектив.

— А ведь мы оказались в критической ситуации, — рассказывала председатель профкома турбазы Лариса Александровна Бердеева. — Из двадцати трех инструкторов осталось только тринадцать. Кто-то уволился еще задолго до перестройки, а кто-то в самый ее канун: не верил в перемены к лучшему.

Обошлись без ушедших. Финансовые планы выполняются. Качество обслуживания туристов повысилось. Жалобы и претензии резко сократились. Как же так? В чем причина? По мнению Бердеевой, сработали чрезвычайные обстоятельства, которые выявили наиболее стойких и верных людей. Конечно, не все и не сразу находят в себе возможности и способности работать по-новому. Но судя по царящей здесь атмосфере и тому духу, занесенному свежим ветром перестройки, верится, что он раздует паруса тех, кто только набирает разбег.

Когда это было, чтобы коллектив работал без раскачки, затяжных перекуров и пустословной болтовни. А теперь просто не остается на это времени. Оно крепко спрессовано и строго учитывается. По специально заведенной тетради видно, кто и как им дорожит. В другой тетради подробно расписывается, кто и что должен сделать за три ближайших дня. Это вносит большую конкретность и ясность в деятельность каждого и позволяет четче, оперативнее выявлять его вклад в общее дело коллектива. Есть и так называемая черная тетрадь, в которой фиксируются жалобы и замечания. А так как их стало меньше, то записываются и высказанные туристами предложения. К ним относятся как к потенциальным жалобам.

Да, требовательность и нагрузки возросли. Приходится работать в полную силу. Есть ли необходимость в пополнении штатов?

— Согласно постановлению Секретариата ВЦСПС от 19 мая прошлого года, — ответил В. Т. Галяпин, — предприятиям предоставлено право самостоятельно определять численность работников. Жизнь покажет, как нам поступить. А пока видно, что люди втягиваются в работу, несмотря на ее увеличившийся объем. У них появилась определенная заинтересованность.

И директор объяснил, что тем же постановлением Секретариата ВЦСПС установлена исходная норма образования фонда материального поощрения в размере 18 процентов от фонда заработной платы. Впервые в системе туристского обслуживания введен рычаг экономического стимулирования. Теперь каждый работник за достижение высоких показателей в труде может материально вознаграждаться. А также возрастает и возможность доплачивать за расширение сферы деятельности. Все это является весомой прибавкой к зарплате.

Появились и такие блага, как, например, возможность купить по себестоимости продукцию, выращенную в подсобном хозяйстве турбазы. Это дешево и удобно — не теряется время на ходьбу по магазинам. Создана бригада по ремонту квартир. Свои мастера лучше и быстрее его сделают.

Почти всюду, где довелось побывать, чувствуется внимание к кадрам, забота об их быте и отдыхе. Для них устраиваются экскурсии, посещения театров, концертов, кино, организуются коллективные выезды на природу. Все это сказывается на настроении людей, их отзывчивости, инициативности.

— Иду я как-то рано утром на работу, — рассказывал директор мукачевской тургостиницы «Латорица» Тиберий Изодорович Фридман, — смотрю и глазам не верю: мои сотрудники лужайки скашивают. Никто их не обязывал. Сами пришли чуть свет. Спрашиваю: зачем вы это? Отвечают: для свинарника, свинины больше будет.

А на косовской турбазе «Закарпатские зори» все вестибюли и столовая украшены резьбой по дереву. Это сделали сами сотрудники на общественных началах.

Вот так на добро люди отзываются добром. И это влияет на работоспособность и стабильность коллективов. В некоторых из них текучесть кадров снизилась и составляет всего 2,7 процента. Это ли не важнейший фактор в условиях перестройки?

Никогда раньше не было столь пристального отношения к финансовым результатам хозяйственной деятельности турбаз. А ныне заинтересованно обсуждаются экономические итоги работы коллективов не только на собраниях, с трибуны, но и в кулуарах, с товарищами наедине.

— Прибыль, получаемая тургостиницей «Латорица», — говорил ее директор Т. И. Фридман, — постепенно возрастает. Она используется на организацию лучшего обслуживания гостей, на расширение дополнительных услуг. Например, будут сооружены теплица для выращивания овощей, новый свинарник, гараж с мойкой и мастерской для автотуристов. Это обернется нам еще большей прибылью.

Вот так новые экономические обстоятельства вынуждают и побуждают осваивать коммерческие приемы хозяйствования. И администраторский ум, и смекалка рядового работника совместно ищут на этом пути свои варианты.

— Нам указывают сверху, — продолжал директор, — развивать торговую сеть, открывать больше кафе, чайных, буфетов. Но от продажи сладостей и напитков невелика прибыль по сравнению с той, которую можем получить при наших возможностях. Надо создавать все условия для полноценного, разнообразного и здорового отдыха туристов.

Фридман показал чертежи и рисунки крытого плавательного бассейна, который планируется построить. В нем и кабинеты физического воспитания, и медицинские комнаты, и душевые, лекторский и тренировочный залы. Сколько удовольствия доставит бассейн людям, поможет укрепить здоровье, не говоря уже о тех весомых доходах, которые принесет.

— Или взять парковую зону, в которой находится «Латорица», — развивал свои задумки Тиберий Изодорович. — В ней мы построили несколько спортивных площадок, есть и небольшой стадион. Но ведь можно еще установить и аттракционы. Нам говорят в областном совете по туризму и экскурсиям: доставайте, устанавливайте. Спасибо и за то, что не запрещают.

Новые условия хозяйствования словно придали смелость и уверенность ранее казавшимся неосуществимым замыслам. На турбазе «Закарпатские зори» собираются строить не только бассейн, но и крытый спортивный зал. Уже есть прекрасный кинотеатр, хорошая библиотека, бильярдная, видеотека. Чего же еще? Нет, не дает покоя, будто вырвавшийся из заточения, хозяйский азарт. И хотя в холлах на этажах жилых корпусов турбазы установлены телевизоры, еще создан пункт их проката.

В нем сорок аппаратов с цветным и черно-белым изображением. Туристы ими пользуются с удовольствием за умеренную плату.

На турбазе «Свитанок» есть, казалось бы, неплохая столовая. Светлая, чистая, обставлена современной мебелью. Но неймется В. Т. Галяпину. Ускоренными темпами строит новую, более просторную, с прекрасной клубной частью. Уже в начале года этот комплекс начнет функционировать.

Минувшие месяцы показали: переход на новые методы хозяйствования — не подарок, а нелегкая ноша. Все время приходится думать, искать, считать, прикидывая, что выгодно, а что нет?

Работа в новых условиях побуждает взглянуть с иных позиций на привычные представления, сложившиеся стереотипы. Взять, к примеру, штаты турбаз. Раньше число работников определялось сверху. Как было определено триста сотрудников для тургостиницы «Латорица», так и не менялось долгие годы их количество. А ведь оно явно не рациональное: 300 сотрудников на 800 отдыхающих. Не густо ли?

Теперь же держать в коллективе лишние «руки» никто не желает. Невыгодно. Проводят аттестацию трудовых коллективов, выявляют излишние звенья. Так, на «Латорице» пришли к выводу, что можно обойтись без многих должностей. Только сокращение административно-управленческого аппарата даст экономию в 40 тысяч рублей.

Свои расчеты сделали и на турбазе «Свитанок». У нее три филиала. Они небольшие, по 70—80 мест, и у каждого свой администратор и старший инструктор. Зачем двое? Может один справиться.

На «Свитанке» камеру хранения обслуживали трое. Практика показала, что после 21 часа туристы ею не пользуются. А по давно установленному правилу она функционировала чуть ли не до полуночи. Так вот за счет изменения графика работы камеры хранения представилась возможность высвободить одну единицу. Идет дело к тому, чтобы совместить должности заместителя директора и завхоза в одном лице.

Так вскрываются первые пласты резервов. Освоение глубинных и долгосрочных — впереди. И верится, что очередь до них дойдет. Правда, есть и настораживающие симптомы. К сожалению, рычаги хозяйственного механизма используются не везде и не так, как надо бы. Бытует точка зрения, что перестройка касается отстающих, тех, у кого не ладится с финансовыми показателями. А можно, дескать, прожить и на имеющемся заделе.

Турбаза «Эдельвейс», расположенная в Ясинях Ивано-Франковской области, из года в год занимает классные места по итогам соцсоревнования. Ее директор Юрий Михайлович Ключивский деловой, хваткий человек, умеет выполнять плановые задания. Но какой ценой? Старое, деревянное здание турбазы буквально трещит от плотно заселенных туристов. Примыкающая к нему небольшая территория забита павильончиками, автофургонами, палатками. В них неуютно, сыро, нет элементарных удобств.

Столовая напоминает солдатскую: длинные без скатертей столы и скамьи, впритык примкнутые друг к другу, вытянулись тесными рядами. Если чуть запоздал, на свое место не пробьешься. А поел раньше, не уйдешь, пока не закончат другие. Нет ни салфеток, ни ножей, ни чайных ложек.

А уж о том, чем занять себя туристу, и говорить не приходится. Отсутствуют клуб, спортивные площадки, игровые комнаты. Один телевизор на всю турбазу.

Юрия Михайловича понять можно: ему досталось не лучшее хозяйство. Оно давно нуждается в коренной реконструкции. Но уже десять лет строится новое здание турбазы, и конца не видно. Вот и бьется Ключивский как рыба об лед, выполняя финансовый план в ущерб качеству обслуживания туристов.

Тенденция недопустимая. Ведь смысл нового метода хозяйствования в том, чтобы развивать туризм на более высоком уровне.

Многие руководители турбаз, с которыми приходилось встречаться, говорили, что им в руки дали сложный экономический механизм, пользоваться которым они еще не научились. Когда ввели новые методы хозяйствования, директора обрадовались предоставленной самостоятельности. Дескать, сможем развернуться, действовать по своему разумению. Но не тут-то было.

Подчас указания и распоряжения, поступающие сверху на места, идут вразрез с реальностью и возможностями.

— На первый квартал 1987 года, — рассказывал Т. И. Фридман, — нам спустили значительно завышенный финансовый план. Он при идеальных-то условиях был нереальным. А тут, как нарочно, обстановка сложилась неблагоприятная. То ли путевки были плохо реализованы, то ли погода подвела, но, так или иначе, оказался большой недоезд туристов. Мы срочно приняли дополнительные меры, и все-таки убытки покрыть не удалось.

Нам говорят, надо предвидеть ситуацию и подстраховываться. Но как можно предвидеть, если не располагаем информацией, сколько и в каком месяце заедет к нам туристов. Нет, дело должно быть поставлено так: или турбазам предоставить право полностью самостоятельно продавать путевки (тогда они смогут реально планировать свою деятельность), или создать единую диспетчерскую службу, которая своевременно будет выдавать нам точную информацию.

А чтобы скорее был наведен порядок, — продолжал Фридман, — надо зарплату работников вышестоящих организаций поставить в зависимость от результатов деятельности турбаз.

— Думаете, нам легко? У нас тоже руки связаны, — возмущался председатель Ивано-Франковского областного совета по туризму и экскурсиям Юрий Данилович Шморгун. — Наметили мы реконструировать турбазу «Прикарпатье», построить тургостиницу в Ивано-Франковске, воздвигнуть новые спальные корпуса в Яремче… А лимиты не дают. Мол, их нет. Куда же они делись? Нам было точно известно, сколько выделили их на область.

Оказалось, что средства не дошли из-за удлинившейся и усложнившейся системы их распределения. Если раньше ВЦСПС целевым назначением выделял лимиты Центральному совету по туризму и экскурсиям, тот — республиканским, а они — областным, то теперь на этом пути встал областной совет профсоюзов. Он распределяет лимиты по своему усмотрению.

— Нам предложили в 1988 году расширить сферу услуг туристам на двадцать процентов, — продолжал Ю. Д. Шморгун. — Цифра оказалась для нас неожиданной. Ведь пятилетним планом предусмотрены иные показатели. Но мы бы не имели ничего против и повышенного плана, если бы он подкреплялся материальными ресурсами.

Вот такая вырисовывается картина. Понятно, что при внедрении нового хозяйственного механизма неизбежны трудности, неувязки, просчеты. Но надо не превращать их в «объективные причины», а решать конструктивно и безотлагательно. В этом успех перестройки. А. МОРОЗОВ, наш спец. корр.

Журнал Турист № 3(267) март 1988

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий