Переправам особое внимание!

Не секрет, что в пеших и горно-пеших походах много неприятностей, а порой и несчастных случаев происходит из-за недооценки опасности переправ через реки и из-за отсутствия у туристов навыков грамотного преодоления водных потоков. Конечно, лучше всего для переправ использовать существующие на местности мосты и другие сооружения этого типа, предварительно проконсультировавшись в НСС или со старожилами конкретного района.

Но когда таких сооружений на маршруте нет, а речку перейти надо, воспользуйтесь советами бывалого туриста О. Насонова.

Его рекомендации относятся к преодолению наиболее опасных — горных рек, но вполне применимы и на равнинных, с сильным течением.

Наименее опасны неглубокие и спокойные реки, их можно преодолевать и вброд, но и здесь необходимы минимальные меры обеспечения безопасности (обязательно в обуви и штормкостюме с использованием элементов страховки). Сложнее широкие и глубокие реки, такие участки нежелательно закладывать в маршрут, их лучше обойти. Другое дело — горные реки. Здесь важны ширина и их глубина, время суток и фактор выпадения осадков в верховьях, скорость течения и наличие камней и валунов на дне, прозрачность воды и тип грунта, завалы и наличие топляков. Трудно сразу определить размеры опасности реки, выбрать вид и место переправы, навести ее; требуются подготовительные работы по наведению переправы, и время на переправу группы, это занимает от 1 часа до суток. Важен выбор времени переправы: в горных реках, питаемых ледниками, наименьший уровень воды в 4—6 часов утра. Теплые ветры с гор и сильные дожди в горах предвещают скорое повышение уровня воды (иногда превращение реки в селевой поток).

Валуны на дне реки обходятся снизу: завихрения потока за валунами снижают скоростной напор потока.

Наличие камней на дне и мутная вода снижают безопасность прохождения брода, что компенсируется дополнительными средствами страховки и повышением внимательности и осторожности.

Место переправы связано с видом выбранной переправы. Так для брода выбирается наиболее широкое и наиболее мелкое место на реке (с наименьшим напором потока).

Если река тащит по дну камни, то реку здесь лучше не переходить — вероятность благополучной переправы невелика. При появлении сомнений ищите другое место, на поиск могут уйти не одни сутки.

Для переправы по кладке чаще всего используется уже наведенная или естественная кладка из одного или нескольких бревен. Клади наводятся, как правило, при расстоянии между опорами, не превышающем 4 м.

Переправа по камням предполагает наличие на реке достаточно близко расположенных камней. Зачастую дополнительно используются наведенные кладки между далеко стоящими камнями.

Переправа стенкой подразумевает прохождение реки вброд группой в 2—4 человека, расположенных в ряд вплотную вдоль течения, с использованием мер взаимоподдержки (обхват за плечи друг Друга).

Переправа стенкой с шестом (еще не имеет широкого распространения, хотя надежнее, чем переправа стенкой) аналогична переправе стенкой, однако устойчивость стенки обеспечивается тем, что участники держатся за один горизонтально расположенный (на уровне пояса) шест, руки расположены шире плеч. При этом способе взаимоподдержки увеличивается свобода действий каждого из участников (снижается скованность).

Переправа по перилам вброд подразумевает возможность прохождения первого участника (или нескольких участников группой) со страховкой и с возможностью дальнейшей организации перил.

Переправа по бревну предполагает наличие бревна через реку, либо укладку его на усах или путем валки дерева, ширина реки может достигать 15—20 м.

При всех видах переправ необходимо применять разные виды страховок.

При самостраховке альпенштоком участник держит альпеншток выше по течению и использует метод обязательных двух опор.

Нельзя держать альпеншток ниже по течению: это грозит переворотом.

Взаимостраховка (используется при переправе стенкой) обеспечивается плотным расположением участников, крепким обхватом соседей за плечи (или обхватом общего шеста с расположением рук каждого участника на шесте шире плеч), организацией прохождения в связке.

Перильная страховка — это основная веревка, натянутая через берег между двумя опорами и обеспечивающая безопасность участника при потере устойчивости. В качестве опор могут быть использованы:

— деревья (если они тонкие, то пара деревьев для каждой опоры, причем за второе дерево перильная веревка крепится у основания);
— кусты (обхваченные у основания петлей) или пара кустов (для каждой опоры), отдельные валуны;
— колья достаточной прочности на 0,5—0,7 м вбитые в землю;
— альпенштоки, связанные пирамидой с перекладинами у основания, засыпанные камнями и галькой;
— в крайнем случае для наведения перил возможна страховка участником (в сидячем положении) через бедра, но надежность такого фиксирования перил может оценить только опытный турист, прошедший обширную горную подготовку.

Для усиления перил могут использоваться фиксированные поперечные оттяжки из репшнура.

Страховка с берега является дополнительным видом страховки участника (всеми способами, описанными в альпинистской литературе — через плечо, пояс, опору) для удержания от сноса по реке; страхующий располагается выше по течению, веревка крепится на спине участника.

Страховка вспомогательной веревкой (дополнительная) обеспечивает вытягивание сорвавшегося при переправе участника. Веревка закрепляется на спине участника, страхующий располагается ниже по течению, а веревку держит в руках.

Маятниковая страховка зачастую нужна для прохождения первого (или последнего) участника группы (обычно при переправе по бревну), от которого требуется большая осторожность и навык. Вместо страховочных перил используется страховочный конец, закрепленный за опору в удобном для страховки месте выше по течению, другой конец участник пропускает вокруг пояса, организуя руками самостраховку через пояс (стандартный метод альпинистской страховки).

Челночная страховка используется как при срыве участника (чтобы его вытянуть на берег), так и при переправке груза с берега на берег по наведенным перилам. Заключается в том, что к перильной страховке карабином пристегиваются две веревки — с каждого из берегов. Эта система позволяет перемещать карабин по перилам с берега на берег. К этому карабину и пристегивается либо участник, либо груз.

Некоторые советы по тактике переправ:

Переправа по кладке. Группа укладывает одно или два бревна (или жерди достаточной прочности) с берега на берег и, в зависимости от условий, использует самостраховку альпенштоком или перильную страховку. В качестве перил в ряде случаев может использоваться жердь (удерживаемая двумя участниками на уровне груди) или веревка, натянутая через плечо двумя участниками. Перила желательно наводить со стороны бревна, расположенного ниже по течению на расстоянии примерно 0,5 м (это относится и к переправе по бревну).

Переправа по камням (или переправа по перилам вброд). На безопасной реке при переправе по камням может использоваться самостраховка альпенштоком (через далеко расположенные камни наводится кладка). Движение должно быть плавным с прочной установкой ноги.

Тактически переправа через небезопасную реку строится следующим образом. Сначала организуется переправа первого участника (переправа замыкающего участника группы организуется аналогично). Затем переправляется вся группа и за ней переправляется последний участник группы.

Первый участник вяжет грудную обвязку, на спине к ней пристегиваются карабином «страховка с берега» и «страховка вспомогательной веревкой». Застрахованный участник без рюкзака преодолевает реку по камням (или вброд) с самостраховкой альпенштоком, В случае срыва, от сноса участника держит «страховка с берега», а вспомогательной веревкой он вытягивается на берег. Операция повторяется снова.

Переправа стенкой (или переправа стенкой с шестом). Из группы выделяется 2— 4 человека (желательно наиболее опытных и высоких). Участники одевают грудные обвязки и объединяются в связку (на основной веревке рядом вяжется необходимое количество узлов «среднего» и «проводника»). Узлы сзади пристегиваются карабинами к грудным обвязкам, сзади же крепится конец «страховки с берега» и «страховка вспомогательной веревкой». Каждый одевает рюкзак (для увеличения устойчивости). Участники располагаются по росту (высокий выше по течению). Организовав взаимостраховку (обхватом за плечи или шестом) и подготовив страховку, группа стенкой преодолевает реку.

Переправа по бревну. Для этой переправы группа использует либо лежащее через реку бревно, либо валит через реку бревно, либо укладывает бревно на усах.

Укладка бревна на усах (должна быть отработана до выхода на маршрут) осуществляется следующим образом. Серединой основной веревки на тонком конце бревна вяжется схватывающий узел. Бревно подносится к месту переправы (комлем к реке). На берегу организуется упор, в который вставляется комель бревна. На комель становится участник (он же руководит синхронными действиями). Наиболее сильный участник становится у вершины бревна. Остальная часть группы разделяется на две группы. Каждая из групп берется за свою половину веревки (через плечо), закрепленной за вершину бревна. Веревки разводятся в стороны под острым углом (первоначально — около 60°). По готовности групп, наиболее сильный участник начинает поднимать бревно, наваливает его на реку (через верх), далее бревно опускается плавным и синхронным стравливанием обоих концов веревки.

После укладки бревна первый участник без рюкзака (с прикрепленными сзади и грудной обвязке «страховкой с берега» у вспомогательной страховочной веревкой) на маятниковой страховке проходит по бревну на другой берег и организует крепление перильной веревки за опору, а вся группа натягивает перила и переправляется по бревну через реку. Далее группа переправляется с перильной страховкой.

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий