Пестрая палитра велопоходов

В № 7 «Туриста» за 1987 год мы поместили очерк А. Булгакова «Контрасты велокруиза», в котором наш корреспондент, сменивший на несколько недель профессию, делится своими впечатлениями о работе инструктором многодневного веломаршрута. На этот раз автор ведет свой репортаж с турбазы «Хрустальная» Владимирской области. Он предлагает в новом летнем сезоне расширить палитру велопоходов, насытить их всевозможными играми, конкурсами, соревнованиями. Надеемся, что эти предложения заинтересуют работников турбаз.

Голубые, зеленые, желтые домики разбросаны среди сосен по территории турбазы. С самолета, наверно, кажется, что какой-то малыш-великан высыпал из коробки детали конструктора. Среди домиков есть один неприметный, в котором туристов не поселяют. И даже окна в нем заколочены. Но стоит инструктору открыть дверь этого домика, да еще вывести хотя бы одного из его «жильцов», как тут же у веранды начинают задерживаться отдыхающие. Потому что в этом домике нашли приют двухколесные «скакуны».

На «Хрустальной» велосипеды появились недавно, но их парк растет: к дорожным мужским машинам «Десна» прибавились изящные «Аисты» из Минска, потом женские пензенские, детские и даже несколько спортивно-туристских — всего около ста. Этим летом должны появиться еще тридцать. Поездки организованы как внеплановые. Маршруты небольшие — 30—40 км, ведут в леса к местным речушкам Колпь, Поль, Бужа, притаившимся в грибных и землянично-черничных лесах, к озерам.

Поехать может любой, только заплати в пункт проката 55 копеек. Такой тариф, конечно, никого не останавливает. Как правило, наоборот, велосипедов не хватает. Велопоходы на турбазе — под личной опекой старшего инструктора Юрия Васильева. На двадцать дней он доверил бразды правления мне. Поначалу веду группу вместе с Юрием Васильевым и Алексеем Обсковым. Группы — до тридцати пяти человек. Две короткие прогулки, однодневный поход, затем — двухдневный с прогулками по лесу, купанием, играми и песнями, даже ночным фейерверком. Правда, по поводу последнего я услышал много нареканий, причем и от начинающих тоже, что это не поход, а выезд на пикник, все-таки главным должно быть движение. Позже обвиняли нас в злоупотреблении асфальтом. Действительно, путь наш пролег в основном по шоссе с напряженным автодвижением. А в первый обкаточный выезд А. Обсков повел по длинному объездному шоссе, очень унылому: по обе стороны на километры тянулась гарь, поросшая молодым сосняком. Все-таки над некоторыми инструкторами еще довлеет автолюбительское мышление: все, что не покрыто асфальтом, они, может быть, даже непроизвольно, относят к дорогам второго сорта. Между тем в окрестностях турбазы — масса лесных дорожек и троп. Перед выездом в следующий поход спрашиваю группу:

— Есть два варианта на первые шесть километров маршрута: по лесной тропе с крутыми поворотами, заросшей кустарником, и по асфальту без кустарника. Какой выбираете?

В ответ раздаются дружные возгласы:

— Тропой, тропой!..

Обсуждая планы на будущее, мы с Васильевым одновременно заговорили о вело-водном маршруте — поистине, идеи в воздухе носятся! Юрий рассказал, что на берегу Святого озера, одного из нескольких проточных озер на стыке Владимирской, Московской и Рязанской областей, стоит приют колхоза «40 лет Октября», с которым у турбазы есть договоренность. Опираясь на этот приют, можно организовать такой маршрут.

И тут мне в голову приходит идея: а что, если из числа заскучавших на турбазе отдыхающих составить боевой отряд и отправиться с ним на разведку в те края, чтобы собрать подробные сведения о дорогах, деревнях, столовых, о возможности проехать с велогруппой вокруг озера? Васильев идею об экспедиции поддерживает с энтузиазмом, директор турбазы Николай Пряхов — тоже.

Но вот команда разведчиков из двенадцати человек собрана. Никто, кроме инструктора, в многодневных категорийных велопоходах не бывал, для всех экспедиция стала первым серьезным испытанием. Несмотря на то, что в группе были и совсем юные девушки, и женщины, давно не сидевшие на велосипеде, романтическое путешествие в неизвестность, где вполне возможно заболоченное бездорожье, никого не испугало. Все члены отряда осилили 260-километровый маршрут с элементами III категории сложности, как пишут в туристских отчетах, и не было в группе ни уныния, ни раздражения по поводу походных тягот, наоборот, по вечерам в палатках долго раздавался дружный смех.

Каков же результат экспедиции? Мы пришли к выводу, что в том районе Мещеры можно разработать комбинированный веловодный маршрут, который состоял бы из велосипедного участка протяженностью примерно 150 км, кстати, очень привлекательного, и лодочного или байдарочного похода по Святому и прилегающим озерам по кольцевому или радиальному маршруту. Для велотуристов достаточно в некоторых заболоченных местах правобережья Бужи положить лавы из малоценного древостоя. А в арендованном приюте колхоза «40 лет Октября» — смена экипажей. С приюта группа может пешком дойти по лесу до окраины села Демидове, там сесть в автобус и ехать на турбазу «Хрустальная». Протяженность пешего перехода будет около 8 км. Получится комбинированный кольцевой маршрут с четырьмя способами передвижения. Чтобы обеспечить возврат велосипедов с приюта на турбазу, целесообразно организовать встречный маршрут.

В экспедиции я подумал, что приезжающих на турбазы по путевкам стоит почаще привлекать к разработке и уточнению маршрутов (по желанию, естественно). Практически на любой турбазе туристы могут принять участие в разведке местных дорог и троп ближних и дальних окрестностей, после чего можно составить их подробную схему, а затем проложить маршруты, насколько возможно, вдоль автотрасс, а не по ним. Ведь участвовать в творческом освоении чего-то нового всегда интереснее, чем потреблять готовое.

Но что интересно пишут участники велопоходов в социологических анкетах в ответ на вопросы Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям? Она сейчас озабочена совершенствованием обслуживания туристов на плановых веломаршрутах.

«Известие о велопоездках приятно удивило, вообще мало информации о велопоходах по путевкам», — пишут супруги Недорезовы из Москвы, приехавшие на отдых с детьми. «Нужны на турбазах не только обычные велосипеды, но и тандемы», — добавляет житель Калининграда Алексей Гершенгорин. Он с женой и двумя дочерьми поехал бы в двухдневный поход, да не потянула бы 10-летняя Таня на отдельном велосипеде. Студентка Елена Булгакова из Москвы просит маршруты делать кольцевыми, а на привалах устраивать шутливые соревнования по туристской технике, слалом, викторины и т. п. Многие предлагают вводить в походные программы всевозможные аттракционы, турниры, а любители петь просят выпустить сборник туристских песен.

Верно, каждая, даже короткая прогулочная поездка должна иметь цель, эмоциональный акцент: не обязательно историческую достопримечательность или архитектурный памятник, но и какое-нибудь «чудо» природы, уютное лесное озеро или просто малинник. Но все равно поход покажется малоинтересным без «мозаичности» впечатлений и ощущений. Опушка с широкой панорамой, извилистая тропинка по густому лесу, уютная деревушка, беседа со старожилом об истории района, привал с купанием и игрой в волейбол, спор за чаем на животрепещущую тему, труднопроезжий участок… В велопоходах общение ограниченно, поэтому остановки н привалы должны быть выбраны в живописном месте, насыщены совместными занятиями: беседами, шуточными викторинами, рассказами легенд и т. д.

А вообще видов одно- и двухдневных походов может быть множество. Прежде всего, конечно, походы-экскурсии, к разработке и проведению которых поначалу можно привлечь в качестве вторых руководителей экскурсоводов, краеведов; разведывательные походы; ягодно-грибные (группа приезжает в лес, велосипеды ставят у линейного ориентира, до назначенного часа расходятся, имея при себе компас и часы, у велосипедов остается инструктор); велопоездки для родителей с детьми; походы с отработкой общетуристской и велотуристской техники на привале; сочетания походов двух групп, идущих по разным маршрутам к месту общего привала; велоралли (для этого нужно, чтобы велосипеды имели счетчики или веломеры),..

Для тренировок, отработки техники преодоления различных препятствий желательно выбрать вблизи турбазы участок местности, на котором были бы дорожные условия, встречающиеся на маршруте в естественных условиях. Такой велодром можно оборудовать и на месте привала однодневного похода. На полосе препятствий должны быть участки лесной ухабистой дороги, извилистой тропы, заболоченный, песчаный, каменистый участки, переправа по бревну через овраг и т. д. В лесу можно организовать увлекательные соревнования по велоориентированию. Должна быть на велодроме ровная площадка для фигурного вождения, игр на велосипеде.

Велосипедные походы целесообразно объединять со спортивными играми на привале: волейболом, баскетболом, городками, бадминтоном, теннисом и другими. Поэтому привалы веломаршрутов должны быть предусмотрены в местах, где есть ровные поляны и можно разбить и оборудовать площадки для игр. На такой турбазе, как «Хрустальная», где много бывает детей 10—12 лет, полезно разработать специальный веловолейбольный маршрут, в котором учить ребят играть в волейбол. Причем через сетку, по всем правилам.

На турбазах практикуются «праздники Нептуна» на реке или озере с участием водных туристов. Велосипедисты тоже могут провести веселый праздник шутки, выдумки и песни. Основой для такого праздника может служить звездный двух-трехдневный поход, при этом несколько групп разными путями едут к месту всеобщей встречи. (К сожалению, на иных турбазах массовые праздники организуют только инструкторы и другие штатные работники, а туристы становятся лишь пассивными зрителями.) Начать праздник можно с конкурса на самое точное прибытие групп к месту общего сбора. Затем пусть каждая команда приветствует остальных — вот еще один конкурс. Самая обширная программа — после ужина у общего костра. Здесь могут быть конкурсы на самый веселый рассказ или юмореску, на самое изобретательное выступление «Кто во что горазд», конкурсы смешного рисунка на велосипедную тему, песни и танца. Отличившиеся, естественно, получают шутливые призы.

Вообще в организации планового велотуризма надо активнее использовать изобретения и приемы самодеятельных путешественников, иногда с некоторыми изменениями. Это просто необходимо ради сохранения традиционного туристского духа на турбазах.

В последний разговор со старшим инструктором «Хрустальной» Юрием Васильевым мы обсуждали планы турбазы на сезон 1988 года. Когда я ему рассказал о том, что мы видели в экспедиции, он загорелся организовать уже этим летом радиальную велопоездку с приюта колхоза «40 лет Октября» на живописное Белое озеро в Рязанской области. В нынешнем году на приюте должны появиться лодки, и после этого можно всерьез заняться организацией веловодного маршрута. Еще мы говорили о возможности открытия многодневного веломаршрута из Гуся-Хрустального, скажем, до Константиново или Брыкина Бора через Солотчу. Такой маршрут потянет и на 1 категорию сложности. Но это можно сделать уже в тесном содружестве с коллегами Рязанской области.

Поддержите идею, энтузиасты Рязанщины!
А. БУЛГАКОВ

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий