Понедельник, 25.03.2019
Спутник туриста
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Журнал «За рулем» [211]
Журнал "Турист" [784]
Информация и статьи из журнала "Турист"
Статистика
Push 2 Check

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Статьи » Журнал "Турист"

Пикассо в Пархомовке
18 мая международный день музеев

В одном из писем к художнику Пабло Пикассо советский писатель Илья Эренбург сообщал о том, что два его рисунка, «Портрет Жолио Кюри» и «Голубку с оливковой ветвью», он подарил школьникам украинского села Пархомовка. Илья Эренбург, «гражданин мира», был щедрым человеком. И все же... Как мог он расстаться с такими реликвиями, как рисунки Пикассо? И что это за загадочная Пархомовка, где творения великого художника оказались нужнее, чем в столичной квартире писателя?..

В Пархомовку, село на Харьковщине, я приехал в воскресный день. По широкой улице мимо утопающих в садах хат прошел к старинному особняку, в котором разместился Пархомовский историко-художественный музей, известный нынче далеко за пределами области. К музею подкатил автобус, и из него высыпали туристы. Посещение музея включено в экскурсию «Краснокутский дендропарк», которую проводит Харьковское бюро путешествий и экскурсий.

Экскурсию вела тоненькая большеглазая ученица пархомовской средней школы.

— Перед вами «Портрет девушки» замечательного русского художника Боровиковского, — звонко говорила она. — Небрежно брошен ею красный плащ. Судя по выражению лица, девушка вернулась с неудачного свидания...

Зрители качали головами. Они восхищались и «Портретом девушки» и «Монахом со свечой» Тропинина, и этюдами к картине Брюллова «Последний день Помпеи»... А студенты из международного лагеря «Дружба» обступили «Марию Магдалину» Мурильо, поражаясь тому, как эта картина старинного испанского художника оказалась в украинском селе.

Признаюсь, меня тоже поразил этот сельский музей, разместившийся в десяти залах старинного особняка XVIII века. Но еще более удивило то, что богатейшей коллекцией живописи, скульптуры, керамики и предметов седой старины ведали ученики местной школы, члены клуба «Радуга» — своеобразного школьного факультета искусств.

Вечером, когда музей опустел, я вновь пришел сюда с учителем истории Афанасием Федоровичем Луневым. В эту сокровищницу, ставшую за 30 лет своего существования источником творческой жизни сотен сельских ребят и жителей деревни, Лунев вложил все прекрасные порывы своей души. Около тридцати лет назад он основал со своими учениками общество «Юный историк», ставшее фундаментом будущего музея. А затем Афанасий Федорович, страстный любитель искусства, предложил устроить в школе выставку репродукций с картин знаменитой Третьяковской галереи. Выставка имела такой успех, что в школу потянулись стар и млад. Тогда-то Лунев и решил осуществить свою главную мечту: создать в Пархомовке подлинно художественный музей. Началом послужила личная коллекция учителя, а также старинные иконы, прялки, книги, собранные ребятами в деревенских домах по всей округе. Ряд современных произведений подарили харьковские художники. Узнав о том, что ребята из Пархомовки создают у себя в селе настоящую художественную коллекцию, ученые-искусствоведы, не раздумывая, протянули им руку помощи.

— В 1958 году нам пришло приглашение из Эрмитажа, — рассказывает Лунев. — Встретили нас, как родных, на целых четыре дня выделили специального сотрудника, который познакомил ребят не только с общедоступными залами музея, но и с запасниками и с реставрационными мастерскими. Уезжали со щедрыми подарками...

Нашлись друзья и в Москве: стали пархомовцы «своими» в Московском музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в музеях Московского Кремля. Завязалась переписка с известными советскими художниками Юоном и Сарьяном, Ромадиным, Чуйковым, Пименовым... Идея создания сельского художественного музея захватила не только деятелей искусств! Люди самых разных профессий посещали Пархомовку, привозя с собой дары из личных коллекций.

Как особые музейные реликвии хранит учитель Лунев письма от народного художника СССР Владимира Андреевича Фаворского. Письма эти — мудрая и сердечная беседа выдающегося мастера об искусстве и месте человека в жизни. Это был поистине удивительный человек: на полученную в Лейпциге премию Фаворский поручил своим немецким друзьям купить картины и все работы передал пархомовскому музею. Благодаря его заботам и рекомендациям,

клуб «Радуга» был гостем Дрезденской галереи и Берлинского художественного музея. Заведующая скульптурным отделом этого музея доктор Эдит Фрюнд, будучи в деловой поездке по СССР, нашла время заехать в Пархомовку и тоже не с пустыми руками — привезла в подарок копию скульптурного портрета египетской царицы Нефертити.

— Главное для меня не то, чтобы ребята разбирались в искусстве, — рассуждает Афанасий Федорович. — Главное, чтобы это знание, эта красота воспитывали доброту. Человек должен иметь не только умную голову, но и умное сердце.

Я хожу по музею: картины Рериха, братьев Ткачевых, скульптуры Аникушина, Коненкова и Вучетича, рисунки Маяковского...

Да, Пархомовский музей — явление уникальное. Здесь не только наслаждаются искусством. Многие сельские праздники и свадьбы начинаются в музее — он как бы освящает их своей красотой. 200 тысяч туристов посещают его ежегодно. Половина нынешних жителей Пархомовки прошли его добрые, мудрые классы, он их особый свет и особая гордость.

Л. ЛЕРНЕР

Пархомовский историко-художественный музей открыт ежедневно, кроме вторника с 10 утра до 17 часов вечера.
Адреса для справок: 312350, Харьковская обл., Краснокутский район, с. Пархомовка, историко-художественный музей; 310003, Харьков, пл. Советской Украины, 1, 7-й подъезд, Харьковское бюро путешествий и экскурсий, телефоны: 20-10-87, 20-65-53, 22-48-07.

Чудо в Невьянске

На берегу большого пруда, над заводскими корпусами возвышается «падающая» 60-метровая башня, овеянная легендами. Ей уже более 260 лет. Возвели ее одновременно с Невьянским металлургическим заводом — первенцем в этом далеком уральском крае. Строительство завода началось в 1699 году, а в декабре 1701 года был получен первый чугун.

В XVIII веке завод превратился в крупнейшее металлургическое предприятие страны. Одна из четырех невьянских домен была по тем временам самой крупной в мире. Невьянскую марку «старый соболь» — клеймо с изображением сибирского зверька — высоко ценили и в России, и во многих европейских странах.

С историей завода, с легендами из жизни горнозаводских рабочих, с тайнами выплавки чугуна и железа можно сегодня познакомиться в музее, которым стала старая башня. Здесь и «пробирный горн» — старая лаборатория, где представлены инструменты и оборудование тех лет; и «казначейская палата» — бывшая заводская касса. Можно увидеть в башне часовой механизм с музыкальным барабаном, исполняющий 25 мелодий; посетить «звуковую комнату», обладающую удивительным акустическим эффектом: слово, сказанное шепотом в одном ее углу, отчетливо слышно в противоположном.

Рядом с башней — еще один музейный зал и мемориал, посвященный невьянцам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Историко-архитектурный комплекс задумали создать сами невьянцы. На Невьянском механическом заводе организовали реставрационную бригаду. Ей пришли на помощь студенты Уральского политехнического и Свердловского архитектурного институтов. Не один год ремонтировали они башню, восстанавливали часы и куранты, готовили экспонаты.

Сегодня заводской музей принимает более 5 тысяч экскурсий в год. В День открытых дверей, который стал на заводе традиционным, музейный комплекс посещают тысячи подростков. В залах музея узнают они о традициях уральских мастеровых, о трудовых и боевых подвигах земляков. О «красном директоре» Т. С. Кузнецове. О фронтовой бригаде Ф. Кашфулина, завоевавшей в 1944 году первое место во Всесоюзном соревновании комсомольско-молодежных трудовых коллективов (Красное знамя ЦК ВЛКСМ, которое было ей вручено, хранится в музее). О Героях Советского Союза танкистах В. В. Гомзине и В. Ф. Костоусове, подводнике А. И. Петелине,

И «падающая» башня (отклонение от вертикали составляет 1,8 метра), и старая заводская плотина, и заводская контора демидовских времен — весь этот историко-архитектурный комплекс ценен своей неповторимостью. Взглянуть на рукотворное чудо в Невьянске едут экскурсанты со всех концов Урала и не только Урала. г. Невьянск, Свердловская обл.

Журнал «Турист» № 5(269) май 1988

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Категория: Журнал "Турист" | Добавил: eastboy (21.06.2011)
Просмотров: 961 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2019 года

  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Полярный институт повышения квалификации
  •  

     

    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz