Паровоз с длинной трубой нетерпеливо пыхтел, стремясь в дорогу. Восемь чистеньких двухосных пригородных вагончиков были готовы к рейсу, около дверей стояли кондуктора в ливреях и сапогах. По перрону Витебского вокзала спешили мужчины в сюртуках и котелках, дамы в длинных платьях и широкополых шляпах, подходили к кондукторам с металлическими посадочными жетонами в руках. Но вот ударил колокол. Паровоз дал прощальный гудок…
Нет, это не картинка из дореволюционной России. Хотя все было взаправду: и кондуктора в форме прошлого века, и жетоны, и паровоз, окутывающий и себя, и всех, кто около него оказывался, густым облаком пара. Правда, жетоны, внешне такие же, как в 30-х годах прошлого столетия, сделаны в наши дни, на оборотной стороне стоят цифры: 1837—1987. И засвидетельствовать это событие мог любой житель Ленинграда и гость города на Неве в субботу 14 ноября 1987 года. Не только засвидетельствовать, но и совершить юбилейную поездку до Павловска. Пусть в новеньких, прямо с завода, вагонах с сидениями, но тянул их именно паровоз. Правда, не «Овечка» 1900 года, а мощный пассажирский паровоз последней модели П-36, построенный в пятидесятых годах. Своим внушительным видом он вызывал уважение — истинный локомотив. А лицо машиниста-ветерана А. Кондратьева было торжественным, когда он привычно, как и много лет назад, взялся за ручку реверса, и паровоз двинул по историческому пути.
150 лет назад, 30 октября 1837 года по старому стилю, здесь, на невзрачной тогда станции, которая была построена на плацу лейб-гвардии Семеновского полка, так же ударил станционный колокол, и паровоз с длиннющей трубой в 12.30 дня тронул с места восемь разноцветных вагончиков и потянул их по первой в России железной дороге С.-Петербург — Царское Село — Павловск протяженностью около 30 км.
В помещении вокзала разместилась выставка произведений художников, так или иначе связанных с железной дорогой. Здесь же коллекционеры-любители развернули свои экспозиции значков и открыток. Особенно богата коллекция старых открыток члена Ленинградского общества коллекционеров инженера М. Нарциссова, который собирал ее более 20 лет. На сотнях фотографий дореволюционного времени — паровозы с длинными трубами, вокзалы, мосты, виадуки.
Праздник начался по-деловому. В нарядном зале Витебского вокзала с картинами, повествующими об истории железной дороги, состоялась пресс-конференция, на которой министр путей сообщения Н. С. Конарев рассказал об основных этапах и успехах развития железнодорожного транспорта СССР. Протяженность железных дорог страны нынче составляет 145 тысяч км, более трети которых электрифицированы. В год железнодорожники перевозят более 4 млрд. тонн грузов, свыше 4,3 млрд. пассажиров.
Беседуем с начальником Главного технического управления И. В. Харлановичем и начальником Главного пассажирского управления МПС Б. И. Торбой. Узнаем, что на второй в России железной дороге Петербург — Москва скорость поезда ЭР-200 на некоторых перегонах превышает 200 км в час. Таких в стране пока больше нет, однако на других направлениях пассажирские поезда уже достигают скорости 160 км в час. Пока на отдельных участках, но скоро такая скорость станет преобладающей у поездов, идущих, например, за границу:
в Берлин, Прагу, Хельсинки. И уже разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства новых линий. Борис Иванович рассказывает о том, что все большее распространение на железных дорогах получают длинные пассажирские составы в 24—26 вагонов. В 1987 году они курсировали на 180 маршрутах дальнего следования, в этом к ним прибавятся еще около пятидесяти. А число туристских железнодорожных маршрутов превысит 3 тысячи. И вот теперь железнодорожное ведомство обращается к советам по туризму и экскурсиям с предложением организовать дальние маршруты, например, Центр — Средняя Азия или Центр — Дальний Восток, — люди увидят много интересных мест и по дороге.
А. БУЛГАКОВ
Диво дивное «чугунка»
Первая в стране железная дорога массового пользования связала 11 ноября (по новому стилю) 1837 года тогдашний Санкт-Петербург со знаменитыми дворцово-парковыми ансамблями Царского Села (ныне г. Пушкин) и Павловска. Строилась она зарубежными специалистами под руководством Франца-Антона Герстнера. Ну а поскольку пассажиров в этом пригородном районе было тогда немного, трассу стали использовать именно для увеселительных поездок. Только за первые четыре года существования ею воспользовались два с половиной миллиона путешественников, а чистый доход составил 360 тысяч рублей.
Адрес Царскосельского вокзала — Загородный проспект — говорил в то время сам за себя. Ныне же это — самый центр Ленинграда. Здания, от которого отошел когда-то воспетый М. И. Глинкой «пароход», уже нет: в конце XIX века вместо него построили просторный Витебский вокзал. Сегодня на Пушкин и Павловск бегут электрички, перрон которых расположен у бывшего Императорского корпуса.
Войдя в вагон, мы привычно предъявляем билет ревизору. А прежде проводник собирал билеты под конец поездки, чтобы… тут же пустить их в повторную продажу, благо сработаны они были из латуни, наподобие современных номерков в гардеробе.
Для тех, кто не желал расставаться с собственной каретой, предлагались специальные открытые платформы…
Остановка «Воздухоплавательный парк». Здесь почти столетие назад проплывали над первой российской «чугункой» первые российские дирижабли: неподалеку находился ангар-эллинг отважных воздухоплавателей. С этими местами связано и одно важное историческое событие: отсюда, с «Цветочной площадки» в 22 часа 10 марта 1918 года отправился в Москву поезд с В. И. Лениным и другими членами РКП(б), первого Советского правительства.
И вот станция Детское село, бывшее Царское, город Пушкин. 150 лет назад дорога заканчивалась изящным зданием первой российской филармонии, специально открытой к услугам путешественников, так называемым курзалом. Именно здесь, у туристского перрона, началась славная карьера Иоганна Штрауса, здесь впервые исполнял он свои знаменитый вальс «Прощание с Петербургом». Вплоть до того, как сомкнулось в 1941 году кольцо блокады, звучала летними вечерами в курзале музыка лучших исполнителей.
Ничего не оставила война от самого интересного участка первой железной дороги. Только монументальный, порядком запущенный фонтан сохранился с XIX века. Но восстановлен Круглый зал, где сегодня действует выставка «История первой в России железной дороги».
В канун юбилея Октябрьская железная дорога приступила к реставрации пассажирских вагонов конца XIX — начала XX века, намереваясь вскоре выпустить их вместе с паровозом той эпохи на экскурсионный маршрут. Как, знать, может быть, недолго остается грустить в тишине Павловскому парку?
Н. СЕМЕНОВ, член МГО ВООПИиК
Журнал Турист № 4 апрель 1988