Старики и рокеры

Первая информация о рокерах мелькнула на страницах газет в начале 60-х годов. Есть, мол, такие парни и девчонки, гоняющие на мощных мотоциклах по дорогам Западной Европы, наводя страх на обывателей своим видом и поведением.

А недавно заговорили уже о своих, доморощенных рокерах, которые как-то незаметно выросли в городах на пустырях нашего равнодушия. Пишут о них однозначно как о моторизованных хулиганах, которые по ночам, собираясь в стаю, носятся по улицам городов, ревом моторов мешая людям отдыхать и создавая аварийные ситуации на дорогах.

В качестве меры борьбы с неожиданной неприятностью авторы статей предлагают усилить активность милиции, оснастив ее мощными мотоциклами, а параллельно широко раскрыть двери мотоклубов ДОСААФ для всех желающих, через некоторое время растерянно сообщая, что это не дает ощутимых результатов. В клубы рокеры не идут, а от милиции пытаются скрыться, устраивая смертельно опасные гонки по ночным улицам.

Рокеры — не однородная масса, а несколько групп, различающихся по возрасту, интересам, степени авторитета. Лидеры — мотоциклисты со стажем, хорошо разбирающиеся в технике, они работают, следовательно, достаточно самостоятельны и независимы, купили мотоцикл на свои деньги, вторая группа — подростки, от которых родители откупились дорогой игрушкой.

Имея лишние деньги, они становятся часто лидерами и в определенных ситуациях получают большое влияние, особенно на самую многочисленную третью группу, к которой можно отнести юных шалопаев, не имеющих гроша за душой, прав на управление. Да и сами мотоциклы у них часто многократно переделанные и перепроданные за гроши друг другу, конечно, без всяких документов.

Отчасти этим и объясняется их стремление собираться ночью, чтобы избежать какого-либо контроля со стороны милиции. И, наконец, четвертая группа — это будущие рокеры, им сейчас по 12—14 лет, они на побегушках у старших, а пока впитывают как губка любовь к технике и копируют далеко не идеальные поступки.

Если первые группы достаточно независимы и трудно поддаются прямому влиянию, то с двумя другими можно успешно работать, а с их помощью позднее привлечь и лидеров к полезному делу. Но для этого нужно достаточно хорошо знать, что они за ребята и что их интересует.

Большинство рокеров — так называемые «трудные», многие из неполных семей. Почему же они не идут в официальные мотоклубы? Те, кто в этих клубах бывал, знает, что как правило, они представляют из себя холодные гаражи или приспособленные сараи с минимальными удобствами и оборудованием. Это пасынки комитетов ДОСААФ, которые требуют больших затрат, не принося никакого финансового дохода. Отношение к ним соответствующее: почти не приобретается новой техники, мало запчастей, нет бензина. Чтобы в таких условиях заниматься спортом, надо его очень любить и обладать завидным терпением. Все эти ребята собираются в значительной степени ради общения, которого лишены в обычной жизни.

Еще с конца 60-х годов у нас в Саратове действовал клуб мототуристов. Тогда пределом мечтаний была вишневая «Ява», на которой без особого риска можно было отправиться в дальнее путешествие. Романтика и дешевизна бензина компенсировали пустоту наших карманов, и мы отправлялись за тысячи километров иногда для того, чтобы получить сувенир с эмблемой очередного слета автомототуристов.

С годами мы обросли семьями, дачами, квартирами. Стремление к комфорту вместе с ценами на бензин заставили многих отойти от автомототуризма, а уютные автомобили, казалось, навсегда вытеснили с городских улиц мотоциклистов. Но вот появились рокеры со своими проблемами, и мы, «старики», бывшие мототуристы, кто не остыл душой, решили возродить мототуризм с новым поколением. Попытка привлечь молодых мотоциклистов и подростков, интересующихся мототехникой, завершилась созданием подросткового мотоклуба «Ралли» в Октябрьском районе Саратова.

Прежде всего, нужно было достаточно просторное современное помещение. Не буду описывать многолетние попытки выбить его. Но вот, наконец, нам предложили обычный технический подвал под новым домом, большой, но очень низкий, забитый строительным мусором. Нужно было его очистить, углубить, вынести лишнюю землю.

Лопаты и носилки дал районный жилищный трест, встал вопрос: где взять людей! Обошел 4 окрестные школы с просьбой собрать учеников 7—9-х классов для беседы. В каждой школе собралось примерно по 30—40 учащихся, которым я рассказал о планах, показал фотографии соревнований и походов, плакаты и предложил самим принять участие в создании и оборудовании клуба.

Пришло на работу человек по 5—8 от каждой школы, но этого хватило, чтобы сформировать из них 4 бригады, устроить соревнование на лучшую работу и за полтора месяца очистить и углубить подвал. Параллельно райком партии подобрал для клуба шефов, одно из предприятий района, которое силами стройцеха отремонтировало подвал, приобрело мебель. Получился большой учебный класс, мастерская, склад, подсобные помещения для спортинвентаря. Осталось не менее важное: оборудовать класс наглядными пособиями, мастерскую инструментами, все помещение наглядной агитацией, приобрести мотоциклы. К этому удалось привлечь все заинтересованные организации, а том числе совет по туризму и экскурсиям, общество автомотолюбителей, ГАИ, комиссию по делам несовершеннолетних, комсомол, ряд предприятий района.

А дальше пошли будни. Ежегодно объявляем набор в кружки: «Юный инспектор движения», «Судья по автомотоспорту», «Мотомеханик», начальной туристской подготовки, в секцию мотоспорта и туризма.

Ведут занятия наши ветераны и молодые ребята, студенты автомеханического факультета политехнического института. Не все идет гладко, но стараемся твердо стоять на том, чтобы почти все, что создается в клубе, ребята делали своими руками. В нашей стенгазете «Верзилка» вывешиваем список, против каждой фамилии указываем количество отработанных часов на благоустройстве клуба. Сразу видно, кто бездельник, а кто трудяга. Никого не заставляем, просто стремимся поощрять самых работящих вымпелами, значками, эмблемами, грамотами, плакатами.

Приходят к нам в основном озорники. В школе дела у них идут неважно, их постоянно ругают, дома тоже. Взрослые гонят их из дворов вместе с техникой, пишут жалобы в разные инстанции, удивляясь потом, откуда у рокеров берется озлобленность и стремление к сознательному нарушению порядка.

Непросто и не всех можно привлечь к полезному делу. Прежде всего, их нужно заинтересовать. Для ребят часто форма мероприятия важнее содержания. Внешнюю атрибутику, блеск они считают престижными, поэтому необходимо даже помещение оформить нестандартно. Например, входная дверь у нас — из мотоциклетных колес, на стенах — планшеты: «История возникновения мотоциклов», «Формула-1» (о чемпионах мира по автогонкам), «Автомобили — ветераны». Яркие плакаты наглядны, сообщают полезную информацию, которую не получишь из других источников.

Немаловажную роль играет форма общения. Многим душевная неразвитость не дает возможности чувствовать себя на равных со сверстниками в классе, а в мастерской за ремонтом мотоциклов они не чувствуют себя хуже других. После тренировок и вечером после работы в клубе — у нас чаепитие. Приобрели электрический самовар вскладчину, принесли кое-что из посуды, варенье, чай, печенье.

Такое неформальное общение нравится всем, сближает, ведь большинство подростков из неполных семей, в те, у кого есть отцы, тоже, видно, не чувствуют в семьях уюта. Через клуб прошло около двухсот ребят. Некоторые уже отслужили в армии, но за все время помню менее десяти случаев, когда родители пришли поинтересоваться, где и с кем проводят время их дети. А ведь все подростки, вступая в клуб, пишут заявление, на котором обязательно есть строка о согласии родителей, печать школы или ГПТУ, то есть все в курсе о посещении подростком клуба. Некоторые мамы приходят, чтобы позвать своих детей домой или взять у них ключи, стоят в дверях, но мало интересуются, чем занимаются их дети, их успехами и проблемами. Официально наш клуб работает с 15 до 20 часов, но если взрослые задерживаются дольше, подростки тоже не спешат уходить, сидят и до ночи.

Не секрет, что в спорте каждый, кто вышел на старт, — твой соперник, которого нужно победить, в туризме — товарищ, на помощь которого всегда можно надеяться, поэтому мототуризм всегда будет преобладающим направлением в нашей деятельности. Сейчас наметился интерес к созданию подростковых клубов. Воспользуйтесь же нашим опытом. В свое время при создании клуба нам тоже помогли своими советами рижанин А. Бриедис и москвич А. Остапец. Цепь не прервется, и нынешние рокеры сменят стариков в туристских клубах.

В. ГИТТЕРМАН, председатель комиссии ветеранов автомототуризма областной федерации туризма
г. Саратов

Журнал «Турист» № 9 1989 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий