ШАГ ВПЕРЕД, ДВА…НА МЕСТЕ?

ПЕРЕСТРОЙКА: дело всех и каждого

Около трех лет минуло с тех пор, как ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ приняли Постановление о мерах по дальнейшему развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986—1990 годах и на период до 2000 года. Перед туристской отраслью наряду со многими министерствами и ведомствами были поставлены конкретные задачи: резко поднять уровень туристского обслуживания, обеспечить людям активный оздоровительный, познавательный отдых, основанный на услугах современного, на уровне мировых стандартов сервиса. Что сделано и что делается по выполнению этого постановления!

Несмотря на некоторые позитивные изменения в практике руководства республиканскими, краевыми, областными советами по туризму и экскурсиям, стиль и методы работы Центрального совета еще не соответствуют современным требованиям. Слабо, например, действуют комплексные бригады Центрального совета. Лишь менее 20 процентов всех командировок сотрудники используют для практической помощи местным организациям.

Львиная доля рабочего времени в командировках уходит, как и прежде, на подготовку многочисленных постановлений, справок и информации. В позапрошлом году было принято аж двадцать постановлений на предмет того, как улучшить качество обслуживания туристов.

Столь же обильно плодились бумаги и в году минувшем, а дело почти не движется в лучшую сторону.

Возьмем одну из важнейших задач нынешней пятилетки — работу с кадрами. Нельзя сказать, что в этом деле решительно все осталось по-прежнему. Перемены чувствуются, но какие? Только в 1986 году в советах поменялись 35 председателей и 59 их заместителей. Практически каждые два года сменялись руководители в Хабаровском краевом совете. Во Владимирском областном совете предпоследний председатель сумел удержаться на своем месте чуть больше полугода. Безрадостная картина и в бюро путешествий и экскурсий: на должности руководителей здесь нередко еще попадают люди случайные. Из 964 директоров бюро путешествий и экскурсий в 1986 году сменились 215. Каждый четвертый!

Директором Моршинского бюро (Львовская область) назначили В. Аношина, которого практически не волновали интересы коллектива. Сотрудники выразили ему недоверие, коллегия Львовского областного совета освободила В. Аношина от работы. По той же причине долгое время лихорадило коллектив Киевского бюро путешествий и экскурсий. В Центральный совет и другие организации поступают сигналы о серьезных недостатках в руководстве Бакинским, Волгоградским, Костромским, Курганским, Нарвским, Рижским, Фрунзенским и другими бюро путешествий и экскурсий. За последнее время коллегия ЦСТЭ не раз отмечала, что проекты постановлений, подготовленные управлениями, носят общий, декларативный характер. В них не указаны сроки исполнения. Нередко на заседаниях коллегии строго и нелицеприятно спрашивали с работников, представивших на обсуждение «сырой», наспех составленный документ. Но инерция продолжает действовать.

Главная «болезнь» еще не преодолена: не организован четкий контроль за исполнением принятых решений.

В слово «перестройка» вкладывается, прежде всего, созидательный смысл. Без крупного расширения материальной базы туристскому хозяйству сегодня не обойтись. Только в прошлом году на строительство новых объектов было выделено 105 млн. рублей. Скоро появятся новые туристские гостиницы, базы, кемпинги, приюты, которые смогут дополнительно принять одновременно 8 тыс. человек. На действующих туристских базах войдут в строй еще 3,5 тыс. мест. Однако, как и два года назад, далеко до завершения строительство туристских гостиниц во Владимире, Вологде, Калинине и Ярославле (Минсевзапстрой СССР), Волжском, Сочи, Майкопе, Домбае, Казани и Приэльбрусье (Минюгстрой СССР), Новосибирске и Свердловске (Минуралсибстрой СССР), Владивостоке (Минвостокстрой СССР), в Гудаутах и Очамчири (Минстрой Грузинской ССР). Строительство этих объектов ведется больше десяти лет. Практически не развивается материальная база туризма в таких популярных туристских районах, как Алтайский край (зона Минуралсибстроя СССР), прибрежная зона Байкала (Минвостокстрой СССР), в Эстонии и Латвии. Не начато строительство новых гостиниц в Магадане, Запорожье и Виннице, Кирове и Калуге, Горьком, Котласе и Новгороде, хотя эти стройки заложены в план двенадцатой пятилетки!

Разработаны проекты кемпингов с применением деталей домов заводского изготовления. Построенный по этим проектам спальный корпус турбазы «Сокол» отвечает всем современным требованиям. Однако внедрение и выпуск домов по новым проектам затягивается по вине Минлеспрома СССР.

Недавно коллегиями Центрального совета по туризму и экскурсиям, Министерства торговли СССР и Центросоюза подписано соглашение «О дополнительных мерах по улучшению организации питания туристов». Казалось бы, дело хорошее. Однако существуют препоны, которые мешают претворить в жизнь и это постановление. Туристские организации, например, остро нуждаются в разборных кафе типа «Смоленск», которые можно в любое время быстро и без хлопот установить рядом с турбазой или кемпингом. Смоленский завод «Торгмаш», который их выпускает, предлагает только 10 таких конструкций в год. А нужно как минимум 70—75!

Развитие зимнего отдыха сдерживает недостаток современных, отвечающих техническим требованиям горнолыжных подъемников.

Выполняя постановление партии и правительства, Куйбышевский завод монтажных заготовок Минмонтажспецстроя СССР в 1986—1987 гг. изготовил 10 буксировочных горнолыжных подъемников. Однако лишь один из них, в Приэльбрусье, недавно начал действовать. Остальные лежат мертвым капиталом на территориях турбаз. Советы по туризму не подготовились к монтажу подъемников. А в Центральном совете упустили из виду эту работу.

Коренной сдвиг к лучшему наметился лишь в самое последнее время — в связи с переходом туристских организаций на новые методы хозяйствования. Изменяются формы и методы управления отраслью. Вместо прежних пяти планируемых показателей введены всего два: объем реализации услуг и прибыль, а также долговременные экономические нормативы, стабильные по годам пятилетки. Наряду с усилением централизованного начала в руководстве экономикой туризма повышена роль и основного звена — туристского предприятия. Создаются туристско-экскурсионные объединения, способные лучше решать насущные задачи отрасли.

Расширяется хозяйственная самостоятельность предприятий в планировании, обновлении основных фондов, социальном развитии. Новые методы хозяйствования требуют от коллективов активно, своевременно и четко выполнять то, что намечено, заинтересованно участвовать в делах отрасли.

А. ДУБРОВСКИЙ, Л. НИКОЛАЕВ

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий