Наверное, читатели не забыли наше обещание — дать возможность победителям викторины «Знакомые незнакомцы» обратиться с вопросами к своему любимому автору песен. Наши победители из Ленинграда супруги Алла и Марк ЛЕВИТАНЫ решили сами побеседовать с известным бардом, автором популярных песен «За туманом», «Париж», «Гном» и других Юрием КУКИНЫМ. Их интервью мы и предлагаем вашему вниманию.
Неожиданный приз «знакомых незнакомцев»
— Юрий Алексеевич, как началось для вас песенное творчество?
Еще в школе я начал играть… в джазе на барабане. У нас создали один из первых в Союзе диксиленд на часовом заводе в Петергофе, где я жил. Музыкального образования у меня не было, но тональности я знал, а этого на первых порах оказалось достаточно. Джаз просуществовал до начала 70-х, несколько человек сейчас играют в калининградском «Диапазоне». На известные джазовые мелодии мы придумывали русские слова и пели. Например, в «Караване» Эллингтона: «Зной. Пески лежат, как океан. А по пескам из дальних стран идет усталый караван».
И все. И больше никакого текста. А в 1963 году я попал в геологическую экспедицию, и появились другие песни. Первая из них «Песенка о ногах» («Ящички, мешочки, дальние дороги…»). И хотя это сочинялось для геологов, песни подхватили и туристы.
— Как вы пишете? Сначала стихи или музыку?
— По-разному, в «Сказочнике» — стихи раньше, «За туманом»— вместе, в «Париже» — музыка раньше. Даже по окраске песен видно: если музыка хорошая, значит, она родилась раньше.
—Пробовали ли вы сотрудничать с композиторами?
Да, несколько попыток было. Удачливой, по-моему, оказалась только песня «Иди» («Мне солнце виски опалит…»), мелодию к которой придумал Валентин Глазанов. Я ее иногда пою.
— Кто из авторов вашего поколения вам творчески близок?
— Таких много. И москвичи: Визбор, Берковский, Никитин, Туриянский, и все ленинградцы: Глазанов, Полоскин, Клячкин, Вихорев, Розенбаум, Цветков. Но самый лучший, кого я знал, был известный минский турист и сочинитель песен Арик Крупп. Никогда никого не обидел, никогда не пытался завоевать какое-то место под солнцем… Но только когда его не стало (он погиб в Саянах), заметили, что потеряли очень много. Хорошо бы было выпустить пластинку с его песнями.
— А когда выйдет ваша?
— Пока неизвестно. Некоторые из моих песен появились уже на сборных пластинках «Мой друг рисует горы» и «25 лет клубу «Восток».
— Юрий Алексеевич, вы были одним из первых бардов, кто начал выступать на профессиональной сцене. Сейчас все больше авторов идет по этому пути. Как вы относитесь к подобной тенденции?
— Это реальный путь, когда возникает потребность показать свои песни широкой публике. А такую возможность предоставляют концертные организации.
— Одно время вы выступали в сопровождении разных ансамблей. Многим это не нравилось, а вам?
— Иногда хорошо получалось. Например, с ансамблем под управлением Алексея Винницкого написали специально аранжировки так, чтобы слова были слышны, не перекрывались музыкой. «Гном», «Париж», «Город», «А все-таки жаль, что кончилось лето…»
— В последнее время авторская песня начала звучать не только у туристского костра, но и на огромных стадионах. Вы участвовали в больших концертах Марша мира «Возьмемся за руки, друзья!». Как проходили выступления?
— Запомнился концерт в городе Набережные Челны. Поздний вечер, кругом темно, звезды, полная тишина и в луче прожектора один человек поет. Возникла такая интимная обстановка, как у костра, только на 20 тысяч человек. И даже Булат Окуджава, говоривший, что стадионы не для него, признал, что большие залы не всегда плохо.
— В туристском сборнике «С песней в дорогу», вышедшем в издательстве «Музыка», есть ваша песня «Кораблик Адмиралтейства». Насколько мы знаем, вы ее никогда не исполняли. Имея в своем «боевом арсенале» более сотни песен, вы поете на концертах одни и те же, примерно 40. Почему?
— Я пою только те, что, на мой взгляд, выдержали испытание временем.
Интервью провели А. и М. ЛЕВИТАНЫ
г. Ленинград
Прошу слова!..
— Как это ни парадоксально звучит, столь широкое развитие движения авторской песни, вернее, стремления писать самому песни вредит… движению авторской песни. Принцип «Я тоже могу» приводит к появлению огромного количества «усредненных» песен: ни хороших, ни плохих. Они пользуются популярностью в узком кругу друзей автора, а если этот автор — один в городе, области и так далее, то проявляется эффект «местничества» — «наш лучше соседнего». Думается, прежде чем выходить с авторской туристской песней на публику, лучше показать новинку специальному худсовету в составе известных авторов и исполнителей самодеятельной песни. Кроме фестивалей и конкурсов он может быть «закрытым» (оценка по магнитофонным записям) или очный. Такой худсовет можно создать при клубе ТТП журнала «Турист». Состав — большинством мнений читателей (по письмам). Это — первое.
Второе. Я считаю, что формы и методы пропаганды авторской песни по телевидению на сегодняшний день глубоко негативны. Передача «Возьмемся за руки, друзья» может лишь оттолкнуть от «авторской песни» потенциальных сторонников. Вспомните эти «творческие встречи». Весьма тенденциозный подбор авторов-исполнителей, далеко не лучшие их песни, постоянное «сюсюканье» по поводу непрофессионализма.
Любой автор песен — личность (берусь это утверждать). А где личности в этих передачах? Где возможность выбора «своего автора» (по песням, интересным интервью, взглядам, мыслям) для зрителя? Дайте возможность узнать людей не по одной-двум песням, а в разговоре, в столкновении мнений, в возможности высказать свое «я», в авторском концерте. Это или боязнь «ошибиться», или полное непонимание основных принципов не эстрадной, а «авторской песни».
И. МИХАЛЕВ
ОТ РЕДАКЦИИ: Итак, давайте поспорим о песне. Ждем ваших писем с пометкой «Клуб ТТП: «Прошу слова». И не будем обижать друг друга недоверием — разговор пойдет начистоту. А пока гостиная нашего клуба собрала интересных людей, чья жизнь связана с песней. Пусть говорят.
Дайте мне подышать синевой
Музыка и стихи Юрия КУКИНА
Я уверен: не лгут мне цветы на снегу —
Солнца ночью шедевр в кладовой.
Только я убегу, больше я не могу —
Дайте мне подышать синевой.
Вечной шпагой Дюма я проткну все дома
И подброшу их над головой,
И сумею поймать — ничего не сломать —
Дайте лишь подышать синевой.
Я увидел Летучий Голландец в ночи —
Пса бродячего тягостен вой.
Птица в комнате крыльями в стекла стучит:
Дайте мне подышать синевой.
Гойтисоло и Бёлль — их сомненья и боль —
Недосказанной лягут главой.
Пусть они подождут, я вернусь, я приду —
Дайте мне подышать синевой.
Лягушонка на мокрой ладони держать
И беседовать с мудрой совой,
Слышать каждый свой шаг — и не надо мешать.
Дайте мне подышать синевой.
На острове Буяне
Давняя дружба связывает наши клубы: ташкентский «Орфей» и казанский «Апрель». У них много общего: формы работы, активная и творческая, и организационная жизнь. Встречаясь на фестивалях с руководителем «Апреля» Стасом Гамазаевым, мы то и дело перебиваем друг друга, «А у вас?» — «И у нас». «А вы?» — «И мы». Однако в 1986 году в ответ на сообщение казанцев об организации летнего лагеря КСП не удалось сказать «И мы». Летом 1987 года делегация от клуба «Орфей» уже во второй раз прибыла в лагерь. Удивительный романтичный лагерь расположен на острове посредине огромной реки, как раз там, где Свияга впадает в Волгу, И значит, по-туристски предстояло добираться до этого острова Буяна (как его назвали), в царство славного Станислава на дежурных весельных лодках. Проверить свои силы и выносливость таким образом предоставлялось право каждому. Дежурные сменялись ежедневно.
На острове Буяне строились из палаток дворы, перерастая в деревни, протягивались улицы. Представители 65 городов посвятили июль отдыху, связанному и с туризмом, и с творчеством, и с работой. Жизнь островитян была подчинена строгому распорядку дня.
Утро начиналось с заплыва, хотя дожди шли постоянно. Не так-то просто под дождем разжечь костер. Деревни «побогаче» имели свои походные примусы «шмели», а туристам-новичкам пришлось учиться «добывать» и поддерживать огонь.
Каждая деревня по очереди выпускала островную газету.
Вечерний «телевизионный» выпуск выходил в эфир ровно в 21-00 перед началом вечерней линейки. Чтобы жители слушали эту программу, ответственным участникам (по очереди все выходили а эфир), надо было обладать многими талантами: актерскими, режиссерскими, журналистскими, поэтическими, вокальными, а главное — обладать чувством юмора и хорошо знать жизнь своих буянов-соотечественников по острову.
И сейчас в Ташкенте мы то и дело вспоминаем это прекрасное время: день Нептуна, конкурсы, спортивные игры, состязания на байдарках, морские футболы, творческие представления городов, вечерние песенные костры, сольные авторские вечера, лаборатории руководителей, фонотетчиков, библиографов. Уезжать не хотелось, на острове оставалась частица жизни, сердца. И все же мечтали, что встретимся вновь.
И. ХИЛКОВА, руководитель клуба «Орфей»
г. Ташкент
Ждите премьеры!
Знаете ли вы песню, в которой есть слова «В нашей жизни маршруты туристские перепутаны — дальние, близкие»? А знакомы ли вам музыкальные строки «Неважно, что горы невежливо круты — лишь сердце надежней и злей. Мы сами себе выбираем маршруты, находим надежных друзей»? Кто назовет автора песни «Встанем утром рано мы и уйдем на юг. Занесет буранами белую лыжню»? Впрочем, не будем гадать — это не вопросы викторины и не конкурс знатоков туристского фольклора. Однако большинство наших читателей (особенно молодых) вряд ли ответят на поставленные вопросы… А жаль, ведь песни, строки, из которых мы процитировали, были очень популярны в 50—60-х годах, да и сейчас их нередко можно услышать у туристских костров.
Так ли уж короток век у походной авторской песни? Или обилие новых фольклорных произведений постепенно вытесняет из памяти давно привычные слова и мелодии? Как бы то ни было, но факт остается фактом: нет пока хотя бы минимальной антологии самодеятельной туристской песни. Подчеркиваю — пока. Потому что сейчас издательство Профиздат готовит подобный сборник, название которого как нельзя лучше отражает его содержание — «Среди нехоженых дорог одна — моя».
Авторы (а их более ста) — люди разных профессий: физики и строители, металлурги и учителя, журналисты и художники, рабочие, геологи, энергетики. И живут они в разных городах — Ленинграде, Москве, Минске, Запорожье, Туапсе, Киеве, Свердловске, Харькове. Имена и песни многих из них известны очень широко — достаточно назвать Булата Окуджаву, Юрия Визбора, Новеллу Матвееву, Аду Якушеву, Владимира Высоцкого, Сергея Никитина, Александра Суханова.
А о некоторых других не слышали даже давние почитатели туристского фольклора — как, скажем, о В. Борисове, М. Балашове, А. Плиеве, В. Агееве, Л. Сапожникове. Вспомните, знатоки, песню «Не надо прятать глаз» (в начале 60-х годов ее пели, пожалуй, почти все туристские группы, звучала она на конкурсах и слетах, по радио, в сольном и хоровом исполнении).
Вы будете приятно удивлены, если узнаете, например, что автор музыки — писатель Л. Сапожников (один из создателей многих приключенческих повестей), а чтобы определить это и найти самодеятельного композитора и поэта (В. Агеева), потребовалось более года. Найти, чтобы заполнить еще одну страничку в истории туризма и его песенного фольклора. Ведь за каждой строкой, за каждой музыкальной фразой — мысли, дела и поступки их создателей, тропы их походов, иногда оборванные горными лавинами — как случилось с минчанином А. Круппом (о нем вы читали в № 9 нашего журнала за 1984 г.) и свердловчанином Г. Трифоновым, именем которого названы вершина и перевал на Тянь-Шане.
«Премьера» книги состоится в этом году.
Остается добавить, что составитель песенного сборника — постоянный автор нашего клуба московский инженер Леонид Беленький.
С. ШНАРЕВ
Журнал «Турист» № 5(269) май 1988