Секреты узорного вязания
Кандидат физико-математических наук Т. Лезгинцева — давняя поклонница музы дальних странствий. От Камчатки до Карелии, от Земли Франца Иосифа до экватора пролегли маршруты ее туристских путешествий — водных, конных, пешеходных. В дороге она не расстается с клубком ниток и из каждой туристской поездки привозит новый узор, понравившийся рисунок или подсмотренный а музее секрет национальной вязки. Так постепенно сложилась необычная этнографическая коллекция, посвященная искусству вязания разных народов.
Универсализм снаряжения в походе, где так важно свести вес к минимуму, имеет большое значение. Поэтому-то изделия, которые мастерит Т. Лезгинцева, трансформируются: юбка, например, превращается в свитер или спальный мешок. Туристы, очевидно, оценят и «вечные» носки и прочие вещи, которые предлагает вниманию читателей автор. Добавим, что все они к тому же связаны в дороге и не требуют для изготовления дорогостоящей пряжи. Работы Т. Лезгинцевой были отмечены на многих выставках «отходы в доходы» и прикладного самодеятельного творчества. Опытом мастерицы в узорном вязании может воспользоваться каждый — это не требует специальной подготовки, было бы желание.
Начнем наше путешествие по стране «Узорное вязание» с истории, известной с незапамятных времен. Носки, связанные иглой, нашли, например, в раскопках, относящихся к I веку нашей эры, а ведь и теперь иглой вяжут знаменитые ванские кружева в Армении. К XII веку относятся носки, найденные в Египте и связанные или в Индии, или в странах Арабского Востока. (рис. 1). Сравните их узор с теми, что показаны на рис. 2 и 3 (современные свитера индийской и афганской работы). Как видите, орнамент устойчив во времени, 3 нем выделяются ромб — символ земли и характерный для стран Востока узор «бараньи рога».
Самый распространенный и сейчас узор — звезда — символ Солнца представлен на ритуальной подушке XV века из Испании (рис. 4). Рядом — фрагмент афганского свитера и носков из этнографического музея Латвии (рис. 5—6). Узор «змейка» — символ воды известен более шести тысячелетий. (На рис. 7 он окаймлен вспомогательным узором «крест на поперечине», характерным для народов севера России. Последний использован в ханты-мансийских носках XIX в.) На рис. 10 показаны также символизирующие воду узоры «меандр», встречающиеся у многих народов и означающие пожелание долгой жизни. Ведь их можно продолжать до бесконечности. В верхнем орнаменте обнаружили символ молота и ввели его в герб Народной Республики Монголии.
Словом, узоры для вязания — это не просто украшения, а символы народной культуры, не менее интересные, чем песни и сказания. Орнамент — это еще и знак национального отличия. Так, для северных народов характерен узор «оленьи рога» (рис. 8), а для южных — «коготь» (рис. 9). Так называемые зооморфные орнаменты появились раньше растительных, поскольку земледелие возникло позже, чем скотоводство. Рисунок, символизирующий
зверя-покровителя, должен был оберегать наших предков от злых сил, а многократное повторение узора — усиливать это свойство, ритм же — это сама жизнь. Даже простое чередование полос как бы оживляет вещи.
Вдумайтесь, какой, например, смысл в узоре так любимой туристами тельняшки: человека за бортом, если он в тельняшке, видно издалека. Более широкие полосы как бы разрушают зрительно очертания фигуры, а более узкие сливаются. (Помните А. С. Пушкина: «…Только версты полосаты попадаются одне».)
В предлагаемом цикле публикаций все изделия, которые будут описаны, вывязаны автором в дороге и к тому же более простым способом, чем традиционные. Показанные на рис. 11 узоры рассчитаны так, что можно вязать два ряда одним цветом, а два — другим за счет того, что часть петель не провязывается, а просто переснимается со спицы на спицу. Одной клеточке узора соответствует одна петля в ряду и две в вертикальном направлении. Сначала надо провязать два ряда — лицевой и изнаночный — нитью основного цвета. Это фон. Затем берем нить второго цвета и начинаем вязать по рисунку, провязывая только те петли, которые соответствуют цвету узора, а петли, соответствующие цвету фона, просто переснимают со спицы на спицу, как бы вытягивая петли предыдущего ряда. При этом рабочая нить остается из изнаночной стороне изделия. При вывязывании изнаночного ряда смотреть на рисунок не нужно. Просто провязываете все петли «своего» цвета и переснимаете со спицы на спицу петли «чужого» цвета. Но при этом рабочая нить ложится перед снятой петлей. Далее все время чередуем: два ряда вяжем одним цветом, два — другим. Простейший рисунок для вязания таким способом — «горошек» показан на рис. 11. Этим способом можно создавать и некоторые традиционные рисунки, например показанные на рис. 10, 12.
Для многоцветных орнаментов годятся самые разные нитки, в том числе имеющиеся обычно дома остатки. В узоре не видны даже недостатки в окраске ниток. Важно только, чтобы окраска была прочной. Изделия с орнаментом не только красивее, плотнее, теплее, но и прочнее обычных.
Т. ЛЕЗГИНЦЕВА
Журнал «Турист» № 1 1988