ФИАТ — FIAT

Досье «За рулем»

Фирма образована в 1899 году. Ее основателем и первым руководителем был молодой предприниматель Джованни Аньелли. В том же году построен первый автомобиль с двухцилиндровым двигателем мощностью 3,4 л. с./2,5 кВт. Сначала на «Фабрике итальянских автомобилей Турина» (сокращение по первым буквам — ФИАТ) работало 50 человек. Первый грузовик изготовлен в 1903-м, автобус — в 1906-м, дизель — в 1930-м. ФИАТ сегодня — крупнейший концерн Италии, производящий, помимо автомобилей, сельскохозяйственные и дорожные машины, тракторы, судовые и авиационные двигатели, самолеты, станки и инструмент. Это — далеко не полный перечень. На правах полностью или частично контролируемых филиалов в ФИАТ входят такие фирмы, как «Абарт», «Альфа-Ромео», а также «Лянча», «Феррари» , ОМ («Оффичина механика») — в переводе механическая мастерская.

Концерн контролирует более 90% автомобильного производства в Италии. Его зарубежные предприятия — дочерние, а также связанные с материнской компанией различными соглашениями, выпускают легковые автомобили в 35, а грузовые — в 37 странах, среди которых Испания и Португалия, Бразилия и Уругвай, Франция и Югославия, Египет и Кения, Новая Зеландия и КНР. Объем производства — около 1,5 миллиона легковых и 10 тысяч грузовых машин в год. На автомобильных предприятиях концерна занято свыше 130 тысяч человек, в том числе 100 тысяч — в производстве легковых автомобилей, около 30 — в производстве грузовиков (в Италии соответственно 86 и 23 тысячи).

Мировую известность (и рынок) ФИАТ завоевал малолитражными автомобилями для всех — начиная, пожалуй, со знаменитого «ФИАТ-тополино» («мышонка») 1936 года, в котором ярко проявилась индивидуальность конструктора Д. Джакозы. В послевоенный период были не менее интересные модели «500» и «600» заднемоторной компоновки. Увлечение ею в 50—60-е годы пережили на многих фирмах, а сегодня лишь ФИАТ сохраняет такую схему на модели «126», выпускаемой с 1972 года: длина — всего 3105 мм, четыре места, двухцилиндровый мотор — 26 л. с./19 кВт. Фраза «внутри больший, чем снаружи» была сказана впервые именно о ФИАТе.

Поскольку в сознании покупателя марка оказалась связанной прежде всего с малолитражками, престижные модели ФИАТа редко пользовались популярностью. Зато массовым европейская пресса пять раз отдавала предпочтение в конкурсе «Автомобиль года» за четверть века его проведения: последним лауреатом стала модель «Типо». На ФИАТе умеют убеждать покупателя выразительной пластикой панелей кузова: у «Типо» самая заметная блестящая деталь — эмблема из пяти косых полос. Здесь стараются не использовать в массовой серии рискованных

новшеств: новое для ФИАТа — осознанная необходимость. Например, с тех пор, как советские конструкторы предложили для ФИАТ-124 задние барабанные тормоза взамен дисковых, они утвердились на всех моделях малого класса.

ФИАТ производит легковые автомобили моделей «126», «Панда», «Уно», «Дуна», «Икс 1/9, «Типо», «Регата», «Крома» и «Компаньола» (26 — 150 л. с./19 — 110 кВт). Вся гамма машин стройно смотрится вместе, чувствуется их родственность. Самая крупная модель — «Крома». Ее кузов разработан дизайнерской фирмой «Пининфари-на». Особенность проекта — «межфирменное» предназначение: тот же кузов стал основой «Дльфа-Ро-мео-164», «Лянча-тема», СААБ-9000. При этом все четыре машины достаточно разные.

Для ФИАТа работают самые именитые дизайнеры: Бертоне, Фарина, Джуджаро и другие создали и создают отличные образцы промышленного искусства. Для них характерно органичное сочетание формы и функции — как у «ФИАТ-панда», все панели которого плоские. Другой пример интересного решения — двухместная спортивная машина «Икс 1/9», появившаяся в 1972 году на фоне сверхмощных дорогих спортивных купе «Ламборгини», «Мазерати», «Феррари», Дизайнер—Бертоне. Двигатель расположен перед задней осью поперек кузова, а радиатор и вентилятор — в передней части. Полнолриводмая модификация «Панды» — «ФАЙР 4X4» довольно уверенно идет по бездорожью, но все же это не настоящий джип. Настоящий — «ФИАТ-компаньола», сугубо утилитарная машина для любых условий. Ее отличают несущий кузов и независимая подвеска всех колес. Двигатели — бензиновый (2 л, 80 л. с/ 59 кВт) и дизель (2,4 л, 72 л. с/ 53 кВт).

Грузовые ФИАТы начинаются с модели «Фьорино», развозного автомобиля в вариантах пикап, универсал и комби (0,5 тонны) унифицированного с легковым «Уно». Дать обзор грузовых моделей трудно: только «Дукато» имеет восемь основных вариантов с несущим кузовом или рамой, с разными базой, грузоподъемностью (1—1,3 тонны), двигателями. Следующая в ряду модель «Дейли» — восемь вариантов кабины из стандартных панелей. Как правило, названия носят лишь небольшие (до 3 тонн) грузовики. Машины большей грузоподъемности обозначают цифровыми индексами, в которых зашифрованы те или иные особенности конструкции.

ФИАТ владеет 80% акций международной корпорации изготовителей грузовых автомобилей — ИВЕКО, созданной в 1975 году. Помимо него, туда входят «Магирус», отделение грузовых автомобилей «Лянча», французская фирма УНИК и подразделение ФИАТа — моторостроительный завод ОМ. Корпорацию создали, чтобы противостоять сильнейшему конкуренту — «Даймлер-Бенц». Ее автомобили унифицированы, а зачастую просто идентичны и несут на облицовке радиатора двойную эмблему: ИВЕКО и непосредственного изготовителя. Недавно собственностью ИВЕКО стал английский филиал «Форда» по грузовикам.

Разветвленность международных связей ФИАТа создает ему уникальное положение: практически в любой стране, где выпускают автомобили, к этому «приложил руку» ФИАТ.

Д. Орлов

Журнал «За рулем» 3, март 1990 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий