АЗС. Проблемы и решения

ЭКОНОМНО БЕРЕЖЛИВО

Под рубрикой «Экономно, бережливо» «За рулем» систематически публикует материалы, нацеленные и нацеливающие читателей на решение одной из важнейших народнохозяйственных задач — экономию автомобильного топлива, бережное к нему отношение.

Здесь и рейдовые материалы, и чисто технические, и касающиеся стиля вождения. В этом ряду и беседы со специалистами, занимающимися организацией снабжения нефтепродуктами.

Весной этого года я Казани состоялось всероссийское совещание работников Госкомнефтепродукта РСФСР, на котором выступил председатель комитета В. С. Тараканов. Сокращенная запись его доклада легла в основу данной публикации.

На совещании присутствовал корреспондент «За рулем», который комментирует это выступление.

Совещание было посвящено совершенствованию работы комитета в свете известного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении эффективности использования автотранспортных средств в народном хозяйстве, усилении борьбы с приписками при перевозках грузов автомобильным транспортом и обеспечении сохранности горюче-смазочных материалов».

Поскольку все это самым непосредственным образом касается тех, кто управляет автомобилями — шоферов государственного и владельцев личного транспорта, которые, понятно, не могли принять участие в совещании, мы сочли возможным дать им выступить в ходе разговора, благо в редакционной почте писем на эту тему достаточно.

Итак — слово В. С ТАРАКАНОВУ, выдержки из доклада которого мы приводим, а также читателям и корреспонденту журнала.
В. Т. …Как известно, за последние 16 лет автомобильный парк Российской Федерации вырос почти в пять раз. При этом существенную часть его составляют легковые автомобили, принадлежащие гражданам. За это же время количество АЗС увеличилось только в 2,4 раза. Образно говоря, очереди па АЗС стали вдвое длиннее.

Сложившееся положение усугубляется тем, что АЗС расположены весьма неравномерно. Если в центральных европейских районах одна заправочная станция приходится в среднем на площадь 500 км2, то в отдаленных областях — уже на 25 тыс. км2. Причем до сих пор нет ни одной АЗС в 113 городах, 1411 поселках городского типа и во многих сельских районах. И не секрет, что жители сел и деревень нередко используют для заправки личных автомобилей я мотоциклов топливо, принадлежащее колхозам, совхозам, другим организациям. Делается это не только из корыстных соображений, но зачастую из-за больших неудобств…

Из письма Р. Струбкова (Краснодарский край). «Заправочные колонки есть только в райцентре — а это 40 километров в один конец. И дают там 10—20 литров, не больше. Выедешь на дома и не знаешь, вернешься ли. Что касается талонов, то их в станице не продают, многие и в глаза их не видели. Между тем в колхозе больше 200 личных машин. И все ездят».

Примечание корреспондента. Совершенно ясно, что автомобиль и мотоцикл — это такие товары, которые могут функционировать, лишь потребляя топливо. Таким образом, тот, кто стал владельцем транспортного средства, к тому же дорогостоящего, будет проявлять максимум изобретательности и энергии, но топливо раздобудет, порой не останавливаясь даже перед нарушением порядка.

В. Т. …Исходя из сложившейся обстановки, перед Госкомнефтепродуктом и Роспотребсоюзом РСФСР поставлена задача ликвидировать порочную практику использования на личные нужды горюче-смазочных материалов, выделяемых государственным организациям. Один из путей — создание разветвленной сети АЗС, которая охватила бы главным образом сельские районы. При этом на комитет возложена обязанность организовать отпуск автомобильного топлива населению в 257 сельских районных центрах, расположенных на автомагистралях, а на Роспотребсоюз — в остальных населенных пунктах. Параллельно мы осуществляем постепенный переход на реализацию бензина владельцам личного транспорта за деньги. С 1 июля 1984 года такой порядок заправки должен быть внедрен в столицах автономных республик, краевых и областных центрах, других крупных городах РСФСР. 

К концу 1986 года планируем перевести на эту систему и АЗС на магистральных дорогах. Иначе говоря, талоны рыночного фонда на 1987 год мы уже выпускать не будем.

Осуществить такое мероприятие можно, опять-таки лишь создавая сеть специальных АЗС. До конца 1986 года на территории РСФСР должно быть построено 1577 таких станций, примерно равными количествами в каждый год. Если сейчас в республике действуют 4112 стационарных и 1610 передвижных АЗС, то почти 30-процентная прибавка должна существенно облегчить ситуацию.

Из письма И. Королева (г. Тула). «В нашем городе имеется развитая сеть АЗС, обслуживавшая я владельцев личных машин. Но вот в газете «Коммунар» выступил начальник тульского управления Госкомнефтепродукта РСФСР тов. В. Семки и объявил, что «с 1 апреля 1984 года заправка горючим автотранспортных средств индивидуальных владельцев будет производиться только на АЗС № 2 за наличный расчет и на АЗС К 17 по талонам рыночного фонда… На остальных автозаправочных станциях г. Тулы заправка транспортных средств индивидуальных владельцев будет запрещена». Получается, что многие владельцы автомобилей должны проехать 20 километров и более в пределах города, чтобы заправиться. О какой же экономии может идти речь?»

Из письма Б. Иванова. «Для «удобства» автолюбителей г. Калуги с 1984 года все четыре городские АЗС перестали заправлять личный транспорт. Теперь, для того чтобы заправиться, нам предлагают прокатиться либо в пос. Аненки за 12 км, либо на трассу Москва — Киев — за 20 км. На АЗС в Аненках собираются очереди, в которых стоишь порой по несколько часов…»

Примечание корреспондента. Понимая, что переход на реализацию бензина за наличный расчет—мера необходимая и прогрессивная, мы в то же время считаем, что она должна быть осуществлена не формально, а при полном материально-техническом обеспечении и с учетом соблюдения интересов владельцев индивидуального транспорта. В противном случае последствия могут быть самые, на наш взгляд, неожиданные: автолюбители станут, например, искать «дешевый» бензин поближе от дома, делать большие запасы топлива в гаражах. Это следовало бы учесть тем местным руководителям, которые спешат «выполнить указание», не заботясь о том, как это откликнется.

В. Т. Строить АЗС — дело непростое. Особенно, когда речь идет о таких темпах. Однако тут нужно учесть следующее обстоятельство. Хотя по численности личный транспорт и составляет существенную часть парка, по доле потребления нефтепродуктов он во много раз уступает государственному. Если строить для индивидуальных владельцев АЗС традиционного типа (а наша конечная цель — полностью отделить заправку личного транспорта от государственного), они могут оказаться незагруженными. Поэтому целесообразнее вести речь о специальных малогабаритных АЗС или АЗС-контейнерах, которые можно максимально приблизить и местам дислокации личных машин — к гаражным кооперативам, мотелям, платным стоянкам. На дорогах такие контейнеры, состоящие из одной-двух емкостей и колонок, могут использоваться как «АЗС-спутники» в комплексе с уже имеющимися станциями.

К сожалению, организовать централизованное производство контейнерных АЗС в достаточном количестве мы пока не можем. В 1984 году комитет выделит своим управлениям только 80 таких станций. Главная тяжесть работы, таким образом, ложится на областные я краевые организации. Время не ждет. Решать эти вопросы можно и нужно в областях и краях, изыскивая возможность изготовления контейнерных АЗС на местных промышленных предприятиях, организуя их производство собственными силами. Так, как это делают, например, а Татарки. Здесь нашли возможность только в 1983 году построить 18 таких станций, а в нынешнем — еще 25. Одна такая АЗС, контейнерная или малогабаритная, обходятся в 30—40 тысяч рублей и окупается в 2,5—3 года. Отрадно, что к этой проблеме в республике подошли серьезно. Совместно с Главным архитектурно-планировочным управлением города здесь разработана спецкарта, на которой обозначено 13 зон тяготения личного и государственного транспорта, учтено размещение жилых и промышленных районов, распределение транспортных потоков. И соответственно намечено расположение заправок…

Примечание корреспондента. Писем читателей по поводу контейнерных заправок в редакционной почте нет. Потому что на момент подготовки материала и самих контейнерных АЗС еще никто из них (кроме жителей Татарии) не видел. В связи этим, мы ограничиваемся комментарием. Сейчас, когда вопросы снабжения топливом, его экономного расходования приобрели такое важное значение, строительство новых АЗС, в частности контейнерных, по всей видимости, должно находиться в поле зрения не только организаций Госкомнефтепродукта, но и органов Советской власти на местах. Изыскать местные резервы, привести их в действие, создать в каждой области, каждом районе наиболее удобные условия для обеспечения топливом государственного и личного транспорта — значит уменьшить число факторов, способствующих хищению и разбазариванию топлива, сократить его бесцельный пережог, в конечном счете, укрепить доверие к системе обеспечения топливом.

В. Т. …Особо хочется остановиться на негативных явлениях, отрицательно сказывающихся на авторитете системы Госкомнефтепродукта РСФСР в глазах владельцев транспорта. Я имею в виду саму работу АЗС. Комитет все еще получает жалобы на перебои в обеспечении бензином и на ограничения в заправке личных машин. Сигналы из Ростовской, Тульской, ряда других областей, Краснодарского, Ставропольского и Алтайского краев свидетельствуют о том, что положение не улучшается. Как же можно, с одной стороны, расширять сеть АЗС для индивидуальных владельцев, а с другой — тут же перечеркивать эту работу, не обеспечивая наличия нефтепродуктов!

Серьезную тревогу вызывают и факты ограничения заправки транзитного транспорта на АЗС ряда областей. Подобные действия в корне противоречат самой сути постановления о повышении эффективности использования автомобильного транспорта в народном хозяйстве. Это нельзя назвать иначе, как местничеством, и спрос за также неполадки будет самый жесткий.

Одна из серьезных претензий владельцев транспорта к АЗС — недолив, другая — грубость операторов. К подбору кадров на АЗС необходимо подходить с особой ответственностью, ведь операторы — самый многочисленный отряд работников системы Госкомнефтепродукта. Однако на зги должности часто принимаются лица, ранее уволенные из торговли, по родственным связям. В качестве заправщиков работают и люди с высшим образованием — педагоги, врачи, агрономы, зоотехники — в общей сложности таких более 14%. Вероятно, эти люди рассчитывают на легкое обогащение. И, надо признать, часто достигают этого, Значительные суммы недостач, растрат и хищений выявлены в ставропольском (89 тысяч рублей), московском (83 тысячи рублей), кемеровском (16 тысяч рублей) управлениях…

Из газеты «Кавказская здравница», присланной читателем. «Макулкина брали с поличным в конце рабочей смены, зная, что в багажнике автомашины — выручка. Но чтобы такая — 900 рублей да талонов на 1343 рубля… никто не мог подумать. И это не все: при себе у него было еще 186 рублей я талонов на 1270 литров бензина».

Примечание корреспондента. О негативных явлениях особый разговор. Подчеркивая, что проблема экономии топлива одна из самых острых, на совещании никто и словом не обмолвился по поводу замены устаревшего оборудования АЗС. Прыгающая через 5 литров стрелка указателя на раздаточной колонке не просто анахронизм — это прямой пособник нечестного оператора. Тут речь может идти не о граммах, а о литрах недолива. Создание колонок, отпускающих топливо быстро и точно, показывающих его объем и стоимость, не допускающих ни капли перелива, — настоятельная необходимость. Впрочем, повышение культуры обслуживания, обеспечение таких условий, когда при каждой АЗС водители могли бы получить воду, подкачать шины, воспользоваться туалетом — тоже дело посильное.

В. Т. Чрезвычайно важной задачей, решению которой придается особое значение, является дальнейшее внедрение системы отпуска нефтепродуктов по кредитным картам? Сейчас производство аппаратуры для системы «Кредит» налажено Нииприбором. Уже в этом году мы получим для Российской Федерации 60 комплектов, которые будут распределены между Москвой (40), Горьким (9) и Новосибирском (11). Эти три города станут на ближайшее время теми центрами, где будут набираться опыта специалисты других управлений — ленинградского, башкирского, волгоградского, куйбышевского, ростовского, которым предстоит осваивать «Кредит» в 1985—1988 гг.

Задачи, стоящие перед Госкомнефтепродуктом в деле обеспечения автомобильного транспорта топливом, масштабны. Они и конкретны. Для их выполнения требуется коренное улучшение работы на всех уровнях — от верхнего эшелона управления до первичного звена, непосредственных исполнителей, повышение деловитости и персональной ответственности. А о результативности этой работы мы будем судить по оценкам тех, для кого трудимся, — владельцев транспортных средств, водителей.

Выступление записал и комментировал спецкор журнала Б. ДЕМЧЕНКО
Казань — Москва

Журнал «За рулем» 08 • август 1984 Цена 1 руб.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий