Слет в Дравно

Репортаж с III международного рейда велотуристов в Польше

Жителям Познани велосипедисты не в диковину. В Польше двухколесные «роверы» пользуются большой популярностью и велотуризм — одно из самых распространенных увлечений. Но когда с железнодорожного вокзала двинулась наша велокавалькада, шоферы невольно стали притормаживать, а прохожие — сдерживать шаг, с любопытством разглядывая несколько десятков тяжелогруженых машин. Если обычный пеший турист несет один рюкзак, то железный «ослик» каждого из нас был навьючен тремя — по бокам заднего колеса, да еще на самом багажнике.

Этот походный груз включал, как говорится, и стол и дом — палатки, примусы, спальники, провизию, — поскольку был рассчитан на полное жизнеобеспечение групп, отправлявшихся в Дравно. Этот живописный уголок Западного Поморья Польское товарищество туризма и краеведения (ПТТК), главная велокомиссия страны и велокомиссия Щецинского воеводства выбрали для III международного рейда велосипедистов (первый проходил в Словакии, второй — в Венгрии). И вот теперь по дорогам Польши как никогда много колесило советских велотуристов — москвичи, киевляне, одесситы, севастопольцы, свердловчане, вологодцы, волгоградцы, пермяки, — все мы добирались своим ходом к месту встречи. Небольшое путешествие — у кого 200—300, а у кого и все 500 км — давало замечательный предстартовый заряд намеченному слету.

Еще несколько лет назад мы и мечтать не могли, что вот так свободно, разбившись на группы, будем вольны выбрать сами себе маршрут и без строгого надзора ехать на свидание с друзьями по увлечению.

Не знаю как другим, но для советских велотуристов именно предстартовый поход подарил одно из самых сильных впечатлений слета в Дравно.

Мы ехали из Познани по богатому озерами лесистому краю через маленькие городишки и поселки, где каждый дом, словно специально выставленный напоказ с цветниками, аккуратными дорожками, блистал свежевыкрашенными стенами. В названиях местечек слышалось что-то родное — Кобылянское, Баранове Вронки, Кузница Зеленковского, Олюшка и даже — Конотоп. Прекрасные, одетые в асфальт все — от обычного проселка до большой магистрали — дороги, оснащенные к тому же указателями и специальными стоянками для отдыха, предоставляли капитанам команд лишь решать, какой путь выбрать будет интереснее.

А какие встречи нас поджидали! В местечке Раденичи Горжевского воеводства мы попали в дом Дуткевичей — зашли попросить напиться воды и… застряли на несколько часов, хозяева будто только нас и ждали — усаживали за стол, угощали, расспрашивали. После трудного дня, изобиловавшего ветрами, непогодой и многочисленными подъемами, мы оказались в домашнем тепле и уюте. Расспрашивали друг друга о житье-бытье, о детях и проблемах быта. Не зная языка, переспрашивая и ошибаясь, мы прекрасно понимали друг друга и не уставали сравнивать: «а у вас, а у нас». Говорили о политике, шутили, но главное — были интересны друг другу, хотя три скромных польских пенсионера и молодая работница лесничества Ядвига Марчиняк, ухаживающая за лошадьми, ни по профессии, ни по укладу жизни не были близки своим нечаянным гостям — московским инженерам и служащим. Нам показали дом, хозяйство, кладовые, теплицу, огород, фотографии детей и внуков. Расставались мы, конечно же обменявшись адресами. А почему бы и в самом деле не махнуть как-нибудь в гости друг к другу?

Старинное местечко Дравно с непременными атрибутами истории — замки XV—XVI веков, свой герб, костел в стиле барокко и другие достопримечательности — в Щецинском воеводстве славится своей природой.

Водная база ПТТК, принимавшая участников III международного рейда, расположилась между двух озер — Дубье и Дравненское. Организаторы рассчитывали на большой наплыв гостей и число приглашенных ограничивали. Однако забастовка на железных дорогах Польши помешала приехать многим, и вместо 700 участников здесь собралось меньше половины. У большинства из них цель была одна — установить контакты, наладить сотрудничество и обмен информацией.

Народ подобрался прелюбопытный. Вот, например, воронежский радиоинженер В. Быков. Услышав однажды по радио описание родных мест, как оказалось, принадлежавших когда-то И. Бунину, увлекся творчеством русского писателя. Вместе с другими велотуристами отыскал под Ельцом его имение. Теперь воронежский клуб успешно сочетает спортивную и краеведческую, музыкально-литературную деятельность с помощью велотуризма. Заместитель председателя спорткомитета оптико-механического завода перворазрядник В. Прыгов из Вологды — один из создателей клуба «Экоc», занимающегося экологическими проблемами и туризмом. У клуба налажен прокат снаряжения, активисты водят желающих в походы, хотят принимать туристов из-за рубежа. А собратья вологодских туристов из Усинска в 1989 году, «прокатив» шведских экологов по северным речкам, теперь заняты организацией хозрасчетного турклуба «Крокус». Уже приобрели велосипеды, разработали маршруты и в Дравно тотчас же отыскали желающих путешествовать по Коми АССР.

Большинство советских участников — клубные активисты, но и для хозяев рейда, команды организаторов, велотуризм — лишь хобби, будь то председатель велокомиссии Роман Косинский или фотограф слета — технолог щецинской судоверфи Здислав Сенькавецкий, музейный работник из Катовиц, магистр-инженер Риззард Мелник или магистр-инженер со щецинской судоверфи Риззард Котла.

И надо сказать, велотуристская команда организаторов встречи потрудилась на славу. Программа рейда была составлена безукоризненно. Она включала различные экскурсионные поездки по окрестностям Дравно до 100 км, специальную скоростную 222-км трассу с тремя КП и рекордным по быстроте участком, выступления на дистанции «фигурки». Причем во всем — никакой навязчивой «обязаловки», построений, маршей, а только — добровольное участие, когда во главу угла ставится не рекорд и победа, а лишь желание стартовать там, где хочется и интересно. Подготовка и проведение поездок, состязаний, конкурсов слайдов и краеведческой викторины, общего костра с художественной самодеятельностью — все прошло без «сучка и задоринки», четко и ладно. Но, несмотря на напряженный график встречи, каждый стремился выкроить время для разговоров с друзьями, чтобы обсудить предстоящие соревнования и слеты, определить совместный поход, обменяться опытом и техническими новинками.

Несмотря на кажущуюся простоту, установить контакт для разноязыких людей, привыкших к своим правилам организации туризма, проблема не такая уж легкая. Советским участникам, конечно, очень хотелось прежде всего узнать, как поставлено дело у польских велотуристов.

Но наше знакомство с техником-механиком ОТК завода грузовых автомобилей «Ниса» Михалом Рачинским, председателем городской комиссии и совета ПТТК в Варшаве, отвечающим за контакты с советскими велосипедистами, началось очень бурно.

— То есть как это из журнала «Турист»? — не поверил мне Михал и потряс толстой клеенчатой тетрадью, где он регистрирует всю переписку с коллегами из СССР. — Я 20 лет выписываю журнал и первый раз обратился официально с сообщением об этом рейде, а его не напечатали, послали в Российский совет по туризму. И теперь вдруг корреспондент? Почему это?

Действительно, Михал самолично разослал 274 приглашения ПТТК на майский слет в Дравно. Вести переписку с тремя сотнями адресатов очень хлопотно. Заметка Рачинского попала в редакцию поздно, информация не успевала даже в июньский номер. Принося Михалу извинения, я обещала, что его сообщения достигнут всех заинтересованных читателей журнала. И темпераментный Михал, сменив гнев на милость, принялся рассказывать о велотуризме в Польше и грядущих событиях.

Местные клубы, объединяющие польских велотуристов, проводят ежегодно более 5 тысяч двух- и многодневных походов. У каждого путешествующего есть книжка велопоходов, где регистрируются все выезды — когда, куда, километраж. Первая вылазка — не менее 15 км. За каждый из походных дней начисляется 10 очков. Набрал 100 очков — получай бронзовый жетон, 400 — имеешь право на серебряный, 800 — на золотой. Среднюю ступень мастерства отмечает большой серебряный значок — это полтора-два походных сезона, 1500 очков, посещение трех национальных парков, 15 архитектурных памятников, а также отчет о самостоятельно разработанной и проведенной пятидневной экскурсии.

Следующий туристский знак отличия — «дужий злотый». И, наконец, спустя 7 лет активной общественной работы и ежесезонного прибавления новой сотни очков велокомиссия может присвоить высший «орден» за мужество и выносливость.

— Сейчас в Польше, — продолжал рассказывать М. Рачинский, — 5 тысяч велотуристских инструкторов. И в каждой области, как и в стране в целом, проходит по два слета — для инструкторов и в дни летних каникул — для всех желающих. Обычно инструкторские права получают те, кто уже имеет большой серебряный знак и сдал экзамен на слете после полугодового курса подготовки. Каждые два года инструктор должен подтверждать свое звание и лишь спустя 10 лет утверждается в этом звании навсегда.

С гордостью говорил М. Рачинский о том, что с 1948 года Польское товарищество туризма и краеведения стало полноправным членом международного туристского альянса (АУТ). И в 1991 году во второй половине июля в Любине (область Легница) ПТТК поручено провести международный велослет АУТ.

Советские велотуристы еще никогда не участвовали в слетах подобного масштаба. Теперь такая возможность есть.

Вот это была, пожалуй, главная новость, которую узнали участники международного рейда в Дравно — преддверии грандиозной встречи велосипедистов мира. И с этой точки зрения особенно критически, придирчиво осматривали велотуристы выставку новинок, развернутую прямо на лужайке кемпинга, и выездной ларек с запчастями к велосипедам и походным снаряжением, и привезенные командами самоделки. А москвичи брали все «на карандаш». Теперь им предстоит выступить в роли хозяев — устроителей международного рейда. Проблем же, особенно организационных, что греха таить, у наших команд пока хватает. Не все, скажем, могли воспользоваться приглашением ПТТК, не зная правил оформления. Полный разнобой произошел в аккредитации — за участие одних команд в рейде, например, деньги ПТТК перечислял завод, у других — каждый член группы платил за себя из денег, предназначенных для обмена. «Накладки» происходили и с отъездом из-за отсутствия информации. Одна из московских групп, словно беженцы в войну, ночевала на полу багажного отделения в здании Познанского вокзала. Но все это теперь позади, и остается лишь ждать счастливого мига, когда можно будет оседлать железного «коня», чтобы отправиться в прекрасное путешествие по польской земле и встретиться вновь с друзьями на главном велосейме 1991 года.

Ю. Кириллова, наш спец. корр.
Москва — Позань

Журнал Турист № 11 ноябрь 1990 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий