Великие Булгары

На высоком холме левого берега Волги, в 30 км ниже по течению от Камского Устья, издалека можно увидеть силуэты белокаменных руин. Это остатки древнего города Великие Булгары, столицы некогда мощного государства Волжской Булгарии, занимавшего в IX— XIV веках обширные территории на Средней Волге и Нижней Каме.

Столетия назад здесь жизнь била ключом. Площади и улицы богатого города украшали мечети, минареты, дворцы. Сюда стекались купцы из разных стран Европы и Азии. Они привозили оружие, утварь, украшения, ткани, сласти. Жили в этом государстве булгары — предки современных казанских татар. Булгары, Булгария… Что общего между этими названиями и современным государством — Народной Республикой Болгарией? Случайное совпадение? Нет, у них действительно общий исторический корень.

В VI—VII веках на обширных степях Приазовья и Причерноморья жили многочисленные кочевые племена болгар. В начале VII века они создали большой и сильный союз племен, известный под названием Великая Болгария. Это полуфеодальное кочевое государство достигло своего расцвета в период правления хана Кубрата. Однако после смерти хана государство распалось. Под натиском хазар болгары вынуждены были покинуть родные земли. Часть их во главе с младшим сыном хана Аспарухом направилась на запад, к берегам Дуная, где создали Болгарское царство на Дунае. Эти события отражены в кинофильме «Хан Аспарух», созданный к 1300-летнему юбилею Болгарского государства кинематографистами НРБ. Старший сын Куб-рат-хана Батбай с частью болгар спустился к югу, к предгорьям Кавказа. С ними связывают современных балкарцев Кабардино-Балкарской АССР.

А третья, наиболее значительная группа болгар направилась на север, в Волжско-Камский край. Освоив новые земли и войдя в тесный контакт с местными финно-угорскими и тюркскими племенами, пришедшими туда еще до болгар, они на рубеже IX—X веков создали первое феодальное государство в северо-восточной Европе — Волжскую Булгарию. В начале X века правителю булгар — эльтеберу Алмасу удалось объединить многочисленные племена в одно централизованное государство. Этому способствовало и принятие в 922 году булгарскими племенами ислама — единой религии, заменившей языческие верования.

Основу экономики государства булгар составляло земледелие, достигшее высокого уровня. Было развито животноводство и охота. На этой основе началось интенсивное развитие феодальных отношений, рождение классового общества. Возникли города: Булгар, Буляр, Сувар, Жукотин, Ошель и другие. Столицей государства стал город Булгар, расположенный на берегу Итиля (Волги). Молодое государство установило обширные политические и торгово-экономические связи с Русью, со странами Средней Азии, Кавказа, Ближним Востоком. Однако мирные торговые отношения с соседями были прерваны грозным нашествием монгольских орд с востока в начале XIII века.

В 1236 году Булгария была завоевана войсками Бату-хана и стала северо-восточной областью новообразованного государства — Золотой Орды. Однако, пережив монгольское завоевание, имея традиции богатой городской культуры, Булгар довольно быстро оправился от катастрофы, заново стал крупным экономическим и культурным центром Среднего Поволжья. В первой половине XIV века здесь высшего расцвета достигли архитектура и строительное дело, гончарное и металлургическое производство, ювелирное искусство. Впервые в Европе было освоено производство чугуна, началось применение огнестрельного оружия. Полностью восстановились домонгольские традиции международной торговли. Экономический и культурный подъем побуждал булгар к борьбе за политическую самостоятельность от Золотой Орды. Но в 1361 году золотоордынский князь Булак-Тимур предпринял поход против Булгара. Столица была взята и разграблена, а страна вновь разорена.

После разгрома Булгарское государство былого величия уже не достигло. Окончательному разгрому Булгар подверг в 1431 году князь Федор Пестрый, воевода великого князя Василия II, после чего этот город сошел с исторической арены. На первое место выходит Казанское ханство, и политическим и экономическим центром Поволжья становится Казань. С тех пор Булгар остался полуразрушенным городом, своего рода религиозным центром, куда приходили и где временно проживали служители культа, паломники, дервиши, странствующие поэты…

Время и люди не пощадили прекрасные творения древних зодчих. При посещении Булгарского городища Петром I в 1722 году там было более 70 зданий, а когда там побывала в 1767 году Екатерина II, их осталось только 44… В результате многолетних археологических исследований к настоящему времени известно более 90 остатков древних зданий. Шесть памятников каменного зодчества сравнительно хорошо сохранились и отреставрированы. В 1969 году вся территория Булгарского городища объявлена историко-архитектурным заповедником, проведены большие работы по реставрации и консервации памятников.

В центральной, наиболее древней части города сохранились остатки трех наиболее крупных построек. Соборная мечеть, построенная в конце XIII века, представляла собой величественное здание четырехугольной формы, в углах которого стояли десятигранные башни. Они играли роль контрфорсов и одновременно служили сторожевыми башнями. К мечети примыкал так называемый

Большой минарет. Сохранившиеся части собора после консервации и частичной реставрации дают представление о былом его величии. Рядом с собором находятся два мавзолея знати (дюрбе), по своей архитектуре близкие к среднеазиатским мусульманским мавзолеям.

Стоит упомянуть еще одно здание, хотя оно и не является булгарским. Это церковь Успения, построенная в XVIII веке. Интерес представляют булгарские могильные плиты с арабскими надписями, использованные для фундамента церкви. В настоящее время в церкви разместился музей, в экспозициях которого показана вся история Булгарского государства, выставлены уникальные находки археологических раскопок.

Несколько южнее в одиночестве возвышается каменное здание с потемневшими стенами — так называемая «Черная палата». Много татарских легенд и преданий связано с этим зданием. Среди ученых нет единого мнения о назначении здания: одни считают его судной палатой, другие мечетью. Архитектура здания, великолепные арки, полуколонны с капителями свидетельствуют о высоком уровне строительного дела у волжских булгар. Недалеко от «Черной палаты» находятся ханская усыпальница и Малый минарет, воздвигнутые по легенде на месте захоронения «святых булгар».

Мы познакомили вас с некоторыми основными памятниками историко-архитектурного заповедника «Великие Булгары». Приезжайте в Булгары, экскурсоводы заповедника покажут вам достопримечательности, расскажут историю древнего государства.

3. ВАШИРОВ Фото автора

ОТ РЕДАКЦИИ: Справки можно получить в Куйбышевском бюро путешествий и экскурсий: 422840 г. Куйбышев (районный), ул. Куйбышева, 9. Тел. 2-27-41, или в Татарском облсовете по туризму и экскурсиям: 420022, Казань, ул. Зайни Султана, 13.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Звоны Данилова Монастыря

К 1000-ЛЕТИЮ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Тысячелетие назад христианство стало государственной религией Древней Руси и объединило Русь, а потом Россию, Украину и Белоруссию. Христианство приобщило Русь к высокоразвитой мифологии, к истории европейских и малоазийских стран. Произошло соединение с культурой Византии, наиболее передовой страны того времени. В 1983 году, в связи с приближающимся 1000-летием принятия христианства на Руси, которое отмечается нынче, Советское правительство передало Русской православной церкви архитектурный ансамбль Данилова монастыря с прилегающей к нему территорией в 6 га, вместе с храмом в честь Воскресения Славущего. Здесь создан духовно-административный центр Московского Патриархата — размещена официальная резиденция патриарха Московского и всея Руси, Святейшего Синода, некоторые синодальные учреждения, гостиничный комплекс. Как сообщил Наместник монастыря архимандрит Тихон, сейчас Советским правительством переданы церкви еще два монастыря: Оптина пустынь в Калужской области и Толгский в Ярославской.

Торжества, приуроченные к 1000-летию принятия христианства Киевский Русью, будут проходить в Москве и Загорске, где, по традиции, собирается поместный собор в Троице-Сергиевой лавре, Ленинграде, Киеве, Владимире и Суздале. Участие в нем примут высшие деятели русской православной церкви, а также гости собора и иностранные делегации.

По многочисленным просьбам читателей редакция журнала обратилась к главному архитектору управления реставрации и строительства ансамбля вице-президенту Советского национального комитета Международного совета по охране памятников и исторических мест при ЮНЕСКО И. Маковецкому и заведующему бюро по приему гостей духовно-административного центра Московского Патриархата А. Долганову с просьбой рассказать об историческом и культурном значении для нашей страны Данилова монастыря, о его архитектурных сооружениях, об огромной реставрационно-восстановительной работе…

Еще совсем недавно москвичи, да и гости столицы видели на Даниловском валу приземистые, бурые, обшарпанные стены, протянувшиеся вдоль трамвайных путей, с полуразрушенными башнями, с обветшалыми остатками храмов, выглядывавших из-за стен… Картина уныния и запустения представала перед глазами прохожих. Многие из них и не подозревали, что разрушается один из замечательнейших и удивительнейших памятников культуры, славный своей архитектурной ценностью, своей великой историей.

— Годы возникновения Московского Данилова монастыря — древнейшей обители в Москве — уходят в далекое прошлое, — рассказывает заведующий бюро А. Долганов. — Его основал более 700 лет назад князь Даниил Александрович — родоначальник династии великих московских князей, младший сын прославленного в истории нашего Отечества князя Александра Невского.

В начале 80-х годов ХШ столетия князем Даниилом возводится на правом берегу Москвы-реки деревянная церковь преподобного Даниила Столпника, возле которой возникла монашеская обитель, просуществовавшая, однако, всего несколько десятилетий.

Перед смертью — князь почил в 1303 году — Даниил принял иноческий постриг и схиму и завещал похоронить себя на братском кладбище монастыря…

Русский народ к памяти князя Даниила Московского относится с особым почтением. В XVII веке князь Даниил был прославлен церковью в лике святых…

Теперь уже практически доказано, что создание обители на этом месте связано с тем, что здесь находилось одно из первых московских поселений. Позднее монастырь сыграл свою не последнюю роль в защите Отечества от иноземцев…

Да, действительно, за семь веков в судьбе монастыря многое менялось — были взлеты, были падения.

Сын Даниила Иван Калита перевел «почти всю братию» в Кремль, к церкви Преображения, образовав Спасский монастырь, однако Данилов не был упразднен, но приписан к Спасскому.

При Иване 111 в середине XV века перемещается он из Кремля на Крутицкий холм и получает название Новоспасский монастырь.

Между 1554 и 1560 годами началось возрождение Данилова монастыря.

Предание гласит: Иван Грозный, венчавшийся на царство в Москве и ставший первым русским царем, часто видел вещий сон: будто являлся ему Даниил Московский и упрекал его, что незаслуженно он забыт.

По указу Ивана Грозного возводится в 1547 году храм, ставший первым каменным сооружением на древней территории — храм в честь святых отцов Семи Вселенских Соборов. Монастырь впервые при Иване Грозном был обнесен каменной стеной. Таким образом, через два с половиной столетия он начал обретать второе рождение.

При Борисе Годунове монастырь встал на пути орд крымского хана Казы-Гирея; второй самозванец в так называемое смутное время поджег монастырь — позднее его восстановили.

Особый расцвет Данилова монастыря приходится на годы правления царя Алексея Михайловича (XVII в.) — тогда построили жилые помещения, хозяйственные постройки, стены с башнями. В дни эпидемии холеры монахи лечили больных; здесь выхаживали раненых.

В период войны с Наполеоном в монастырских кельях стояли французы — отступая, они сорвали и унесли с собой серебряный оклад с гробницы Даниила Московского.

Екатерина II чуть было не упразднила монастырь — церковь возразила. Тогда императрица монастырь перевела в третьеклассный со штатом братии в двенадцать человек…

* * *

— Хочется подробнее остановиться на истории храма Семи Вселенских Соборов, — продолжает А. Долганов. — В XVII веке к нему пристраиваются придельные церкви во имя Покрова и пророка Даниила. Позднее храм, сооруженный при Иване Грозном, разбирается и возводится новый каменный двухэтажный, ставший прекрасным образцом церковного зодчества. Перестраиваются придельные церкви, появляются новые. Сооружается надвратная церковь во имя Симеона и Даниила Столпников со звонницей в три яруса, с прекрасным подбором колоколов (1730—1732 гг.). А в 1835—1838 гг. по проекту знаменитого Осипа Бове воздвигается Троицкий собор, великолепное храмовое здание русского классицизма. Появляются корпуса — братских келий и больничный; украсили обитель дом настоятеля, надкладезная часовня…

Здесь были погребены замечательные деятели культуры Гоголь и Языков, Рубинштейн и Перов, Третьяков и Самарин, архипастыри Русской православной церкви, настоятели монастыря и многие другие уважаемые и почитаемые люди.

В Москве прошлого Данилов монастырь считали «всем монастырям монастырем». Сохранялась традиция: если начинал кто какое-то дело — обязательно шел в монастырь брать благословение.

Из всех монастырей его выделяла высокая духовная и общественно-научная жизнь. Служба отличалась уставной строгостью. В монастыре пел очень хороший, высоко профессионально подготовленный хор. Следует подчеркнуть, что церковное песнопение уходит своими корнями в древнейшую русскую национальную музыкальную культуру, которая еще недостаточно изучена специалистами.

Монастырь славился прекрасной библиотекой. Имел он и свое издательство. Один из настоятелей монастыря, архимандрит Амфилохий (Казанский) человек не только широко образованный, но видный ученый своего времени, оставивший заметный след в русской палеографии, собрал много древних рукописных книг. Сейчас они хранятся в Государственной библиотеке имени Ленина.

…Белокаменные стены, окружившие Данилов монастырь, радуют своей чистотой и опрятностью. Над входом — надвратная церковь с колокольней, окрашенная, будто при восходе солнца, в нежные розовые тона. Из-за стены выглядывают золоченые купола храмов. Во дворе — идеальная чистота и порядок. Там, где был некрополь — захоронений нет, — останки перевезены в другие монастыри. Теперь же решено в память о всех, когда-то погребенных здесь, создать символический некрополь у поминальной церкви.

Когда осматриваешь интерьеры соборов, не устаешь восхищаться высочайшим искусством наших предков — иконами, писанными замечательными художниками, чеканными окладами, коваными паникадилами, неповторимой отделкой стен и потолка, лепниной и настенной живописью, созданными безымянными мастерами прошлого.

Но никогда наши современники не лицезрели бы этой дивной красоты, если бы не специалисты всех художественных направлений настоящего! К слову сказать, на восстановление монастыря пошли средства, собранные людьми по всей стране.

Тут уместно вернуться на несколько десятилетий назад. В течение 55 лет — с 1928 по 1983 год монастырь занимал детский приемник. За эти годы порушили уникальную 45-метровую колокольню над надвратной церковью Симеона Столпника, изуродовали, приспосабливая к своим нуждам, Троицкий собор; храм святых отцов Семи Вселенских Соборов был, мягко говоря, так «перестроен», что от него осталась лишь бесформенная коробка. А ведь это было уникальное сооружение, которое формировали зодчие нескольких эпох! Все монастырские здания были искажены до неузнаваемости — их приспосабливали под нужды приемника: делали разного рода перекрытия, перегородки, здания перестраивали под мастерские, кухни, спальни…

Настенную живопись стерли, содрали, заштукатурили… Южная стена длиною в 50 метров была вовсе уничтожена, западная чуть не падала — наклон составлял 25 градусов.

Практически заново нужно было воссоздать (кроме соборов) настоятельский и братский корпуса, часовни, башни стен.

В одном из корпусов, возвращенных усилиями реставраторов из небытия, разместился Отдел внешних сношений православной церкви — своего рода церковное «министерство иностранных дел».

— К счастью, хотя и в крайне плачевном состоянии, монастырь сохранился, так как территория его оказалась закрытой, — рассказывает главный архитектор управления реставрации И. Маковецкий.

Археологические раскопки на территории монастыря — найденная бытовая керамика, орудия труда славянских племен VII—IX веков — говорят о том, что здесь размещалось одно из первых городских поселений, и отвечают на вопрос, почему монастырь основан здесь.

Усилиями наших замечательных талантливых мастеров, строителей и реставраторов, достойных преемников своих далеких предков, восстановлены все постройки; в соборах идет богослужение. Монастырь в своем неповторимом блеске высокого национального искусства сегодня предстает глазам нашего современника. Старинные сооружения дополнились прекрасным современным зданием, хорошо вписавшимся в древний ансамбль монастыря, — здесь расположились резиденции Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

Хочу остановиться на тех серьезных археологических и архивных исследованиях, которые пришлось сделать, чтобы воссоздать архитектурный ансамбль.

Раскопки позволили обнаружить белокаменный фундамент храма, изменившего за столетия свой облик. Реставраторам помогало все — найденные куски с лепниной, наличник, кирпич, изготовленные многие десятилетия назад. Помогали и документы, отражающие покупку материалов для монастыря, — тес, кирпич, гвозди.

При восстановлении уничтоженной колокольни надвратной церкви Симеона и Даниила Столпников реставраторы столкнулись с отсутствием даже четкой фотографии (имелась лишь одна, неясная 1905 г.) Только такие современные методы, как фотограмметрические измерения, стереоскопическая съемка и пр., поиск аналогов, деталей позволили вернуть к жизни этот шедевр зодчества. Кстати, колокола надвратной церкви оказались… в США, а те, что установлены сейчас, «приехали» сюда из древних русских городов Ростова Великого и Ярославля.

Реставраторы — иконописцы или, как их любовно называли на Руси, богомазы по одной-двум чудом уцелевшим иконам воссоздали целые ряды иконостаса, сохраняя манеру древних мастеров, используя «те же» краски и лаки, поскольку их открыли наши специалисты-современники.

Умельцы расписали стены, выковали паникадила… Три знаменитых исконно Данилова монастыря иконы «Троеручица», «Владимирская Богоматерь» и «Преподобный Кассиан Римлянин» вернулись сюда из других московских храмов…
Теперь об организационной стороне. Созданное управление реставрации и строительства Данилова монастыря привлекло для работы объединение «Союзреставрация», Ярославские производственные мастерские, «Моспроект-2», Главмосстрой.

…Надкладезная часовня… Через деревянные трубы, выложенные изнутри серебром, из ручья Даниловки подавалась когда-то вода. Но за многие годы и особенно в связи со строительством метро ручей «затерялся»… Чтобы вернуть воду к часовне, пробурили артезианский колодец глубиной 220 метров. После того как пройдут празднества в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире, организованные Патриархией, территория Данилова монастыря откроется для туристов. Многие жители Москвы уже сумели здесь побывать. Конечно, нужно учитывать, что это духовное заведение, здесь свой распорядок. Но он есть и в Троице-Сергиевой лавре, в Псковском монастыре. Однако мы ездим туда, чтобы полюбоваться бесценными памятниками отечественной культуры. И я уверен, для всех посетителей Данилова монастыря он станет подлинным открытием ярчайшей страницы истории страны.

О.Фоменко

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Здесь шли бои за Кавказ

Горное путешествие пятой категории сложности охватывает обширный район от южного приюта «Клухор» на Западном Кавказе до северного приюта «Донгузо-рун» на Центральном Кавказе. Маршрут проходит по местам, где в 1942 году советские воины в труднейших горных условиях вели бои с фашистскими егерями за освобождение Советского Кавказа. Нитка маршрута: г. Сухуми — южный приют «Клухор» — перевалы Ачапара-Хакель (2А) — Хакель (2Б) — Восточный Клухор (2А) — Южный Кичи-Муруджу (1А) — Северный Кичи-Муруджу (2Б) — Северный Джалпакол (1А) — Фильтр (ЗА) — Безымянный (1Б) — пос. Терскол — г. Нальчик.

Протяженность маршрута — 180 км с учетом заброски продуктов в район турлагеря «Глобус» через перевал Нахар (1А). Количество дней — 18. Маршрут лучше проходить в июле — сентябре.

От г. Сухуми автобусом или попутной машиной можно доехать до с. Омаришара, откуда 10 км до юж. приюта «Клухор». От приюта, перейдя р. Ачапара по мосту, двигаться тропой правым берегом по густому лесу. Через час движения у коша тропа переходит на левый берег и тянется до выхода на снег. По снежнику (35°) час движения до скально-травянистого отрога, уходящего наверх.

Подниматься по скальным полкам местами до 50°. До травянистых площадок наверху отрога 3—4 часа подъема. С площадок просматривается седловина перевала. Шагая по снегу и скалам, через 3 часа путники достигают скальной седловины перевала Ачапара-Хакель. Спуск с перевала влево к снежному кулуару (40с), два с половиной часа движения по которому выводят на пологую часть ледника Хакель. От ледника хорошо просматривается трехсотметровый перевальный взлет Хакеля, прорезанный в нижней части бергшрундом. Обойдя трещины на леднике по мостам, группа оказывается у бергшрунда со стороны Клыч-Каракая.

Покидать бивак надо не позже 6 часов утра, так как со склонов вершины возможны ледовые обвалы! Преодолев подгорную трещину, группа выходит на снежный склон, а по нему на перевал Хакель. От перевала двигаться по центру пологого ледника, обходя незначительные трещины.

Еще полчаса, и туристы у обхода ледовых сбросов. Нужна предварительная разведка! Группа спускалась по борту ледника, лавируя между трещинами. От плато под ледовыми сбросами подъем на заснеженный скальный гребешок, по которому обойти оставшиеся ледовые разломы ледника. Далее шагать по снежникам и осыпи к седловине перед горбатой скалой (3 часа от начала обхода ледовых сбросов).

От седловины коротким снежным кулуаром (30 ) путешественники попадают на ровное тело ледника. Затем его левым бортом полчаса до реки Клыч.

Ночевки на травянистой террасе перед подъемом на перевал Восточный Клухор. Путь на перевал прокладывают по руслу крупного ручья, с обеих сторон зажатому бараньими лбами. Подниматься по скалам левого берега. Через 3 часа туристы увидят небольшой снежный цирк. Траверсируем влево снежный склон (30е) в направлении скального зуба, от которого по снежному гребешку выходим на перевал Восточный Клухор. От скал 1 час подъема. Спускаться правым бортом ледника. Закрытые трещины! Через полчаса группа под перевалом Южный Кичи-Муруджу. Сорок минут хода тропой по травянисто-осыпному склону до широкой седловины перевала. Спускаться по пологому леднику до верховьев реки Кичи-Муруджу, а затем выйдя на тропу до верхней террасы долины (полтора часа до перевала).

От ночевок виден путь на перевал Северный Кичи-Муруджу. Левее скальной стены с нависающим ледником стекает ручей в русле бараньих лбов. Правым берегом ручья подъем по скалам до осыпного склона. По осыпи шагать на гребень старой морены, а по ней к языку ледника, который надо обойти слева по снежнику, чтобы попасть на закрытое поле ледника. Отсюда подъем на скальную седловину перевала Северный Кичи-Муруджу. С перевала спуск 90 метров по скалам крутизной 70—85° до закрытого тела ледника Юго-восточный Даут. От перевала — 2,5 часа. Дальнейший спуск по левому борту ледника. Затем по осыпям, разрушенным скалам и морене выход на ровную травянистую террасу. Здесь ночевки. От террасы идем вниз по правой стороне долины до озера.

Далее, перейдя на левый борт, спускаемся крутой тропой в долину реки Махар (3 часа от места ночевок). По долине 2,5 часа хода по дороге до турлагеря «Глобус». Путь от «Глобуса» до «Узункопьской поляны» через перевал Северный Джаллакол занимает 1,5 дня хода. От поляны после перехода реки Узункол по мосту двигаться правым берегом реки Кичкинекол. До правобережной морены ледника Большой Кичкинекол 2 часа ходьбы от поляны. По морене через час движения до стены бараньих лбов, от которых начинается подъем на перевал Фильтр. Преодолев шестидесятиметровый участок на скалах крутизной 60° идти левым (орографически) склоном старой морены до площадок среди крупной осыпи. От «Узункольской поляны» 6—7 часов подъема. С бивака ночью выйти на изрезанный ледник Большой Кичкинекол (30 ]. Час движения до закрытого снежного поля ледника. По нему идем, ориентируясь на скальный зуб левее стометровой ледовой стены. Преодолев перед зубом снежно-скальный кулуар, выходим на крутой (до 55°) снежно-ледовый склон, выводящий на скальные попки. До них 2,5 часа от начала подъема в кулуар.

По полкам полчаса до трехсотметрового снежно-ледового склона (45°), выводящего на перевал. Его проходим траверсом под скальным гребнем перевала «Фильтр». Спуск с перевала идет сначала прямо вниз 50 метров до скал, затем траверсируем склон Фильтра до узкого снежного кулуара под его скальной стеной. По кулуару выходим на пологое тело ледника Замок, Спускаемся, придерживаясь левого борта ледника. Выйдя на тропу, движемся по ней 4—5 часов к месту слияния рек Замок и Далар. Перейдя р. Замок по бревну, идем еще 3 часа левым берегом Далара до слияния с рекой Ненскрыра. Здесь ночевки. Перейдя Ненскрыру по бревну на левый берег, идем тропой 7—8 часов до левобережной морены ледника. От него 50 минут до правобережной морены ледника Безымянный, На гребне морены памятник защитникам Кавказа. От памятника идем тропой по морене до закрытого тела ледника. Его правым бортом по снежным склонам (30°) полтора часа до перевала Безымянный. Спуск с перевала до тропы в долине реки Донгузорун 1 час. По долине 20 минут до северного приюта «Донгузорун».

И. БАЛАБАНОВ, инструктор горного туризма

ЛИТЕРАТУРА: Арсении В., Бондаре в Н. Горные путешествия по Западному Кавказу. М., ФиС, 1976.

Адрес для консультаций: 109004, Москва, ул. Б. Коммунистическая, 17, Московский турклуб.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Хребет Черского

В июле 1987 года по линейному пешеходному маршруту V кат. сл. прошла группа туристов из Петрозаводска. Путешествие позволяет познакомиться с одним из самых труднодоступных районов нашей Родины, с суровой северной тайгой, с перевалами и вершинами альпийского рельефа, красивейшими водопадами и каньонами горных рек, своеобразной природой Якутии.

Протяженность маршрута 280 км, продолжительность 20—24 дня. Рекомендуемое для путешествия время — июль — август.

К начальному пункту маршрута — месту слияния рек Киенг-Юрях и Чачагырас можно добраться вертолетом из районного центра Усть-Нера или пешком от пос. Сасыр за 2—3 дня по долине реки Мома. Поднимаемся вверх по правому берегу р. Чачагырас до ледника Атласова 25 км. Первый перевал — Казанский (2 300 м, 2 А), узкая скальная перемычка в Главном водораздельном хребте между реками Мома и Люнкиде. Подъем со стороны ледника Атласова по ледовому склону. Спуск на ледник Обручева по снежно-ледовому склону с бергшрундом. Двигаемся по леднику в связках в направлении перевала Кюретэрский (2 500 м, 1Б). От него поднимаемся на одну из высших точек Якутии — вершину Победа Узловая (3 100 м, 2Б] по скальному гребню в связках. Спуск с пер. Кюретэрский по осыпи, затем по закрытому леднику в связках до слияния ледника Кюретэрский с ледником Сев. Кюретэрский.

Поднимаемся вверх по лед. Сев. Кюретэрский к пер. Буковинский (2 540 м, 2А) в связках. Спускаемся с него по ледовому склону на перевал Шатер (2 300 м, 2А). Спуск с последнего в сторону реки Лекэр по закрытому леднику с трещинами, которые преодолеваются с попеременной страховкой. Наш дальнейший путь от р. Лекэр на перевал Туристская Дружба {2 500, 2Б| по осыпным склонам, затем по ледовому кулуару. Перевал — широкий ледовый гребень, в сторону р. Лекэр местами нависает карниз.

Спуск по леднику Цареградского. На левобережной морене ледника разбиваем базовый лагерь для разведки и восхождения на 3 029 м. Поднимаемся в направлении седловины между 3 035 м и 3 029 м по закрытому леднику в связках. Ледопад обходим по скалам справа. Движемся по скалам в связках в направлении вершины 3 029 м. Подъем на гребень по ледовому кулуару в связках с крючьевой страховкой. Это скальный выход на ледовом гребне.

В целях более полной разведки путей восхождения движемся вниз по восточному гребню шириной до 2 м в связках, в кошках, а затем по скалам дюльфером 40 м спускаемся в ледовый кулуар, по которому с крючьевой страховкой выходим на нижние скалы.

По скалам идем с попеременной страховкой в связках на ледник Цареградского. Общее время восхождения на вершину — 11 часов.

По леднику Цареградского выходим к реке Цареградка, затем в район вершины 2 441 м в западной ветви ледника Толля.

Поднимаемся по осыпному ущелью на боковой отрог между притоками р. Цареградка, затем по осыпному склону выходим на водораздел рек Цареградка — Люи-киде. Обойдя вершину 2 441 м с запада по леднику в связках и по перилам выходим на ледовый гребень вершины. От нее поднимаемся на в. 2 441 м и по ледовому склону в связках, в кошках. Сложность восхождения — 2А. Спускаемся по открытому леднику в связках, в кошках. Ледник Толля выводит нас к реке Ампынья.

От нее поднимаемся по осыпному кулуару в сторону понижения в хребте — перевалу Толля (2 100 м, 1Б). Спускаемся по скально-осыпному склону в сторону реки Люнкиде и выходим в зону леса.

Дальнейший путь вверх вдоль р. Люнкиде в целях разведки и прохождения перевала на реке Амбарчик. Переходим через реку стенкой. Поднимаемся по левому притоку, первому выше устья р. Цареградка, по осыпному склону с водопадами. Выход на перевал по снежно-осыпному кулуару. Перевал находится в узле двух притоков р. Люнкиде и ледника Амбарчик. Спускаемся по мелкоосыпному склону до ледника. На реке Амбарчик в среднем течении — каньон длиной 1 км. Выходим по левому берегу наверх по разрушенным скалам.

Поднимаемся вверх вдоль реки Буордах, перейдя на левый берег в месте разлива реки выше устья реки Известковой. Выше наледи на реке — травянистая седловина перевала Буордахский {1 420 м, и/к). Поднимаемся к перевальному озеру по склону.

Спуск по тропе вдоль реки Дар-пир. В устье реки каньоны обходятся поверху. Двигаемся вниз по реке Эрикит до устья реки Гранитный. Она течет в широкой осыпно-травянистой долине. В верховьях поднимаемся по осыпному кулуару на седловину перевала, ведущего на реку Коубугу. Спускаемся в сторону р. Коубугу по осыпным склонам. Брод через р. Коубугу — стенкой. 

Двигаемся по левому притоку реки в направлении травянистой седловины на реку Тунгыренджа. Спускаемся по травянистым склонам. Долина реки Тунгыренджа широкая, заболоченная. Движемся по правому берегу. После впадения в реку Антыгичан начинаются прижимы. В устье реки Интах на левом берегу р. Антыгичан расположена времянка геологов. Отсюда до пос. Бурустах, на Магаданском тракте, около 30 км по тракторной дороге вдоль русла реки.

В. ПАШКОВ г. Петрозаводск
ЛИТЕРАТУРА: Кротов М, На Севере Дальнем (Якутская АССР). М., 1957. Природные условия и народное хозяйство Якутской АССР. Якутск, 1965.
Адрес для консультаций: 677000, Якутская АССР, г. Якутск, ул. Курашова, д. 24, Городской туристский клуб.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Из Карелии в Вологду

Многие из тех, кто попадает на Север, не могут потом никогда забыть этот притягательный своей сдержанной, суровой красотой край. Причем его обширные пространства лучше всего преодолевать на колесах, а, учитывая, что встретятся труднопроезжие участки дорог, следует отдать предпочтение велосипеду. Предлагаем маршрут 11 категории сложности протяженностью около 750 км. Нитка маршрута: Медвежьегорск — Пудож — Вытегра — Белозерск — Кириллов — Ферапонтова — Вологда. Продолжительность путешествия — 14 дней. Почти на всем протяжении маршрута в лесах много ягод и грибов.

Осмотрев Медвежьегорск, велотуристы устремляются по асфальтовому шоссе в Пудож. Через 25 км они увидят в поселке Повенец начало Беломорско-Балтийского канала, через который переправятся на пароме. Далее до поселка Песчаное дорога идет вдоль Онежского озера.

Пудож — маленький тихий городок, известный с XIV века. Советуем осмотреть местный краеведческий музей, расположенный в центре. Далее путь лежит на юг к границе Вологодской области. Через 20 км асфальт кончается, далее до деревни Гакугса идет хорошая песчаная дорога. А у последних домов начинается 26-километровый участок лесной труднопроезжей дороги, один из самых интересных на всем маршруте. Кое-где в листве придорожных осин можно увидеть старые километровые столбы.

Первое знакомство с Вологодской областью — в селении Саминский Погост, живописно раскинувшемся на берегу реки Самина. В центре — красивая деревянная церковь конца XVII века. Вблизи поселка советуем переночевать. До Вытегры затем поедете полуоткрытой, слегка пересеченной местностью, перед глазами будут часто открываться красивые виды.

История города начинается в 70-х годах VIII века, когда был утвержден генеральный план его застройки. Изрядный толчок развитию Вытегры дало сооружение Мариинской водной системы, соединившей Петербург с центральными областями России. 

Открыта она была в июле 1810 года, а в 80-х годах XIX века перестроена. В Вытегре сохранили шлюз № 1 Мариинской системы и участок бывшего канала.

Дальше путь лежит по шоссе вдоль реки Вытегры, в которой уровень воды после новой реконструкции Волго-Балтийского водного пути в конце 50-х — начале 60-х годов значительно поднялся. Советуем сделать остановку в селе Девятины. С высокого бугра за рядом домов открывается красивый вид на водохранилище и 6-й шлюз канала, заменивший целый каскад шлюзов Мариинской системы. От следующей деревни Белый Ручей можно ехать по строящейся автотрассе, но гораздо интереснее и приятнее старая песчано-гравийная дорога через Верхний Рубеж и Анненский Мост — сами названия напоминают о водном пути. В деревне Петровское около магазина с левой стороны от дороги — строгий четырехгранный обелиск в честь строителей Мариинской системы.

На нем помимо других есть и такая надпись: «…Великий Петр, помышляя о судоходстве, отдыхал на сем самом месте в 1711 году». Обелиск стоит у кромки оврага — первого варианта канала 1810 года.

В поселке Анненский Мост, слева от дороги за паромом, сохранились остатки старого шлюза. Через 23 км отсюда на берегу Ковжского озера есть хорошая стоянка (на нее ехать по лесной дороге налево). Еще через 26 км в деревне Прокшино путники непременно остановятся перед указателем на развилке дорог в Вологду и Архангельск. От Лилиного Бора новая автомагистраль ведет прямиком в Вологду, но невозможно, оказавшись у берегов Белого озера, не побывать в одном из самых древних русских городов Белозерске. Поэтому велогрупла продолжает ехать старой песчано-гравийной дорогой через Ух-тому и Кириллов.

В 21 км от Белозерска в сторону Кириллова велотуристы в последний раз пересекут на пароме Волго-Балтийский водный путь. А еще через 17 км г деревушке с непривычным для Руси названием Шидьеро стоит повернуть по асфальтовой дороге направо, и вскоре со склона горы Мауры откроется широкая панорама Шексны, Гориц и бывшего монастыря.

По дороге в Горицы через 3 км обратите внимание на проселок, отходящий влево и вниз. Это старая дорога на Кириллов. По ней и советуем приехать в этот город.

Непременно побывайте в Ферапонтовом монастыре с фресками мастера древнерусской живописи Дионисия. Причем из Кириллова в Ферапонтове рекомендуем ехать старой грунтовой дорогой протяженностью 18 км, которая извивается по лесам, полям и деревушкам. И вот перед путниками возникнет на его противоположном берегу во всей красе обрамленный елями бывший монастырь. Слева от дороги на берегу озера можно стать лагерем.

Из Ферапонтово совсем близко до автотрассы, ведущей в Вологду.

А. БУЛГАКОВ

ЛИТЕРАТУРА: Выголов В. П., Удралова Н. В. В край белых ночей, М. Профиздат, 1986; Туристская карта ГУГК «Карелия», 1986.
Адрес для консультаций: 109044, Москва, ул. Мельникова, д. 7. Дворец культуры и техники 1-го ГПЗ, велоклуб «Искатель».

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

По целинному Приишимъю

Целиноградский областной совет по туризму и экскурсиям предлагает вниманию поклонников активного отдыха два новых двенадцатидневных летних маршрута № 142 и 143, действующих в июне, июле и августе. Путевки на каждый маршрут стоят 88 рублей. Эта сумма включает в себя проживание в туркомплексе, питание, а также походное снаряжение, которое можно получить в пункте проката.

Оба маршрута начинаются в столице хлебного края — Целинограде, где туристы примут участие в обзорной автобусной экскурсии по городу, в историко-краеведческий музей, Дворец молодежи и Дворец целинников. Проживание в двухместных комфортабельных номерах комплекса «Турист» со всеми удобствами, питание в ресторане.

ВОДНЫЙ

В район начала водного маршрута №142 — верховья реки Ишим — вас доставит автобус. За шесть дней похода под руководством опытного инструктора вы постигнете секреты управления двухместными байдарками, научитесь разбивать бивак и самостоятельно готовить. Надолго запомнятся побывавшим здесь плесы и протоки Ишима, солнечные песчаные пляжи на «зеленых» стоянках, простор Вячеславского водохранилища. Ишим богат рыбой, поэтому, отправляясь в путешествие, не забудьте с собой рыболовные принадлежности.

Протяженность маршрута 100 км, это дает право на получение значка «Турист СССР». В пути туристы ночуют в палатках, готовят пищу на костре.

ПЕШЕХОДНЫЙ

Ермень — казахское слово, означающее «полынь-горькая». Возможно, что оно и дало название городу Ерментау. Однако есть и другое толкование: Ерментау в казахском языке пишется как «Ерейментау», то есть малая горная преграда, или просто малые горы. Они действительно невысоки, их абсолютные отметки 300—500 метров над уровнем моря, лишь некоторые из них достигают 700 и более метров.

Ерментауские горы — это горный своеобразный оазис, природный музей, в котором великое множество созданных природой скульптур. Среди каменных нагромождений, отвесных стен, нависших карнизов встречаются каменные ниши и пещеры — излюбленные места лежбищ архаров, красивых горных баранов.

Здесь же можно встретить норы хорька, ласки, горностая…

Довольно велика в горах Ерментау группа редких растений — береза мелколистная, зверобой продырявленный, адонис весенний, смородина скальная, фиалка скальная, термопсис. Многие из них занесены в Красную книгу СССР и Каз. ССР.

Пешеходный маршрут проходит между поселками Благодатное и Ленинское. Туристы побывают на границе Целиноградской и Карагандинской областей, которая проходит в районе наивысшей точки казахского мелкосопочника горы Агдым. Отсюда прекрасно просматриваются все Ерментауские горы, на пути следования туристы посетят Белодымовский заказник.

К начальному пункту маршрута туристов доставляют автобусами. Отсюда начинается интересный путь по живописным местам лесного нагорья, изобилующий грибами и ягодами. Реликтом горной системы является Казахский мелкосопочник. Животный и растительный мир этих мест необычайно разнообразен. Здесь обитают горные, лесные и степные виды животных. А древесные породы, тихие, как береза, осина, ольха, соседствуют с кустарниками шиповника и кизильника. Многочисленные ключи, родники, мелкие озера и речки, разнообразие пейзажа, изумительно чистый воздух оставят неизгладимое впечатление о походе.

Ночуют туристы в палатках, готовят пищу на костре. Протяженность пешеходной части этого маршрута составляет 75 км, путешествие по нему дает право на получение значка «Турист СССР».

Путевки можно приобрести через профсоюзные комитеты по месту учебы или работы. Принимаются коллективные или индивидуальные заявки.

Адрес для консультаций: 473000 Каз. ССР, г. Целиноград, проспект Целинников, 23, туркомплекс «Турист».

Орловщина литературная

В этом году открывается новый маршрут, организованный Российским республиканским советом по туризму и экскурсиям, «Литературная Орловщина». Продолжительность его 10 дней, работает он круглый год. Стоимость путевки в период с января по май и с октября по декабрь (маршрут № 23) — 78 рублей, с мая по октябрь (№ 24) — 100 рублей.

В историю русской культуры Орел вошел под названием «литературное гнездо». С городом и областью связаны имена великих русских писателей И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, Д. И, Писарева, А. А. Фета, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева и многих других. За время отдыха вы побываете на экскурсиях «Орел в жизни и творчестве И. А. Бунина», «Орел в произведениях Н. С. Лескова», «Леонид Андреев в Орле», сможете познакомиться с экспозициями музеев Т. И. Грановского, И. С. Тургенева, музея-усадьбы в Спасском-Лутовинове.

Участники маршрута размещаются в комфортабельной туристской гостинице «Салют», в уютных 2-местных номерах со всеми удобствами.

Адрес для консультаций: 302035 Орел, Октябрьская ул, 35, Орловский областной совет по туризму и экскурсиям.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

На ялах по Волге и Суре

Чувашская АССР обладает прекрасными возможностями для организации активного отдыха. Спокойны живописные реки Сура. Цивиль, Юнга, Була, Бездна; липовые и дубовые рощи чередуются с изумрудными заливными лугами. В республике есть памятные места, связанные с революционными событиями, жизнью и деятельностью замечательных людей.

Прекрасно отдохнуть, набраться сил и здоровья можно, побывав на маршруте № 10 «На ялах по Волге и Суре», организованном Чувашским областным советом по туризму и экскурсиям. Продолжительность его 15 дней. Время действия июнь — август. Стоимость путевки — 135 рублей.

Маршрут начинается в столице орденоносной Чувашии — Чебоксарах. Отдыхающие размещаются в 2—3-местных номерах туристской гостиницы «Волжанка». Расположена она в 17 километрах от города, на высоком правом берегу Волги. Из окон открываются голубые просторы Чебоксарского водохранилища. В гостинице имеются киноконцертный зал, библиотека с читальным залом, игровые автоматы. К вашим услугам буфет, коктейль-бар, столовая на 360 мест, спортивные площадки, детский игровой городок, лодочная станция.

В пункте проката вам предложат палатки, спальные мешки, рыболовные снасти, велосипеды и многое другое. При гостинице работают парикмахерская, киоск «Союзпечать», комната бытовых услуг.

Широко и раздольно разлилась здесь Волга. Уютные островки манят своей первозданной прелестью, располагают к приятному отдыху на лоне природы. Любителей рыбной ловли привлекают укромные бухточки на берегу реки.

С ландшафтом, флорой и фауной, природными богатствами участники маршрута знакомятся во время экскурсии «Приглашают леса на прогулку». Несомненный интерес вызовет у них и автобусная экскурсия в столицу Чувашской АССР. В Чебоксарах сохранились памятники архитектуры

XVII века — Троицкий монастырь и Введенский собор. В городе можно осмотреть краеведческий музей, музей В. И. Чапаева, государственную картинную галерею.

После небольшой предварительной подготовки вас ждет увлекательное путешествие на ялах, рассчитанное на семь дней (146 километров). Вам предстоит познакомиться с городом Козьмодемьянском, где вы увидите краеведческий музей и картинную галерею. Следующий пункт активной части маршрута — поселок Юрино, который раскинулся на левом берегу Волги, неподалеку от Козьмодемьянска. Он знаменит архитектурным памятником XVIII века — замком графов Шереметевых.

Далее путь ведет вверх по Волге, по направлению к Васильсурску, расположенному в 50 километрах от Юрина. В свое время в этих местах работали выдающиеся мастера живописи И. И. Шишкин и И. И. Левитан.

От Васильсурска маршрут проходит вверх по реке Суре, мимо знаменитых сурских дубрав до турбазы «Сурские зори». После однодневного отдыха на этой базе участники похода автобусом возвращаются в гостиницу «Волжанка».

На этот маршрут принимаются люди не моложе 14 лет, умеющие плавать.
М. СТРЕЛЬЦОВА

Адрес для консультаций: 428018, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, 7, Чувашский областной совет по туризму и экскурсиям.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

КАК ПОНЯЛИ? ПРИЕМ!

Авторы многих писем, поступивших в редакцию журнала «Турист», и статей, опубликованных в последнее время в центральной прессе, утверждают одну мысль: «туристам нужна радиосвязь».

Попробуем вместе разобраться в этой весьма непростой проблеме.

На выставке «Связь-86» были показаны образцы средств связи УКВ диапазона. Их небольшой вес и габариты вполне удовлетворили бы самодеятельных туристов и инструкторов плановых туристских групп, совершающих походы с активными способами передвижения. Но у этих средств связи весьма существенный недостаток — малый радиус действия. Поэтому ими пользуются в основном альпинисты. Средства же радиосвязи KB диапазона, радиус действия которых устраивает как КСС, так и самодеятельных туристов, весьма тяжелы и громоздки.

Ныне существующая на плановых туристских маршрутах система радиосвязи — стационарная радиостанция, установленная на головной туристской базе, на одном-двух-трех приютах по нитке маршрута, и портативная радиостанция, выдаваемая инструктору плановой туристской группы — вполне удовлетворяет потребности планового туризма, в том числе на маршрутах, имеющих значительную протяженность и проходящих в условиях относительно сложного рельефа местности.

Можно ли аналогичную систему радиосвязи применить в самодеятельном туризме? Что для этого необходимо?

Надо иметь в виду, что каждой области выделяется рабочая частота, отличная от частот в других областях. Значит, для обслуживания самодеятельных туристских групп средствами радиосвязи пунктам проката советов по туризму и экскурсиям необходимо иметь определенное количество радиостанций, чтобы снабдить ими те туристские группы, которые планируют путешествия по территории одной области. Понадобится сразу же, особо подчеркиваю этот момент, приобрести от 3,5 до 5 тысяч радиостанций (за 10 лет для нужд КСС и планового туризма было выделено около 1,5 тысяч радиостанций всех типов).

Один из участников группы должен иметь разрешение на право работы в эфире и отвечать за сохранность дорогостоящей радиостанции.

Далее. Для организации радиосвязи, особенно в горных районах на узловых точках следует установить стационарные радиостанции и ретрансляторы, использование которых в паре с переносными портативными радиостанциями позволит значительно удлинить связь. Для них и для радистов необходимо построить помещения. В этом случае федерация туризма и их комиссии по видам туризма должны разработать новые классифицированные маршруты применительно к схемам радиосвязи, утвержденным местными территориальными органами и Государственными инспекциями электросвязи.

Есть много призывов о введении единой радиочастоты для туристов. Однако это потребует замены кварцевых резисторов в тысячах радиостанций, принадлежащих другим ведомствам. Их следует заново отрегулировать, что повлечет за собой не только значительные финансовые и материальные затраты. Потребуется изыскать возможность изготовить новые резисторы, не говоря уже о необходимости согласования новых частот. Да и выбор частоты, кроме того, зависит от географической широты. Поэтому введение единой частоты возможно только в определенных регионах страны (это и сделано на Кавказе, в Средней Азии, Казахстане и т. д.).

В свое время Центральный совет по туризму и экскурсиям пытался решить вопрос о создании портативной радиостанции, работающей в широком диапазоне частот и обеспечивающей уверенную радиосвязь в радиусе до 300 километров. Однако эти попытки не увенчались успехом из-за отсутствия необходимой элементной базы.

Возможен и другой вариант решения вопроса о передаче сигнала «Бедствие» самодеятельными туристскими группами. Такой вариант кажется более перспективным и реальным. Речь идет об использовании спутниковой системы КОСПАС— САРСАТ.

Сейчас СССР, США, Канадой и Францией создана международная спутниковая система КОСПАС—САРСАТ, предназначенная в основном для поиска и определения координат терпящих бедствие судов и самолетов. Система работает с использованием аварийных радиобуев (АРБ), излучающих сигналы бедствия на частотах 121,5 и 406 МГц.

Для использования этой системы надо прежде всего организовать и наладить (в качестве товара народного потребления) серийное производство легких и, самое главное, дешевых переносных аварийных радиомаяков с надежными источниками питания, а при Центральном и местных советах по туризму и экскурсиям — создать специальные подразделения по приему и использованию аварийной информации, поступающей от спутниковой системы. Вполне понятно, что такое дежурство должно быть круглосуточным.

Все это потребует отвлечения от сферы производства значительного количества рабочих рук, не говоря уже о создании целой системы пунктов проката для выдачи буев, их ремонта и т. д.

На международной выставке «Связь-86» был представлен переносной аварийный радиобуй «КОСПАС—АРБ» весом до 2,5 килограмма. Он предназначен для определения местонахождения людей, работающих в малонаселенных или труднодоступных районах, по радиомаяку спутникового канала (АРБ—406), и привода поисково-спасательных средств по радиомаяку ближнего привода (АРБ—121), причем среднее время доставки информации 1 час 40 минут после включения буя.

Радиобуй — индивидуально-групповое средство для охотников, промысловиков, геологов и людей других профессий, работающих на природе вдали от населенных пунктов. Но туристской группе лучше иметь не менее двух радиобуев, так как один на группу не дает полной гарантии подачи сигнала «Бедствие» в случае чрезвычайного происшествия. Ведь несчастье может случиться как раз с тем туристом, в рюкзаке которого находится радиобуй. Правда, радиобуи, о которых идет речь, не имеют обратной связи, но даже односторонняя связь позволит оказать помощь туристской группе, в которой случилось несчастье, гораздо быстрее.

Только первоначальные расходы на эти цели составят свыше десяти миллионов рублей… Речь здесь идет о расходах, необходимых для нужд самодеятельных туристов, совершающих категорийные походы, общее число участников в которых составляет 170—180 тысяч человек. Если же подсчитать число участников походов IV—V категории сложности, путешествующих на значительном расстоянии от населенных пунктов или в условиях особо сложного рельефа, то они составят 13—14 тысяч человек. А этим людям больше других и необходимы средства связи.

Нужно найти разумное решение проблемы, нужно найти и источник покрытия расходов. Но, думается нам, не из прибылей трудовых коллективов туристских баз, бюро путешествий и других туристских организаций. Эти деньги идут как на развитие материальной базы планового туризма, так и на социальные нужды конкретных коллективов, усилиями которых прибыли были получены. Ждем ваших реальных и рациональных предложений для решения этой проблемы.

Г. СТУКОВ, заведующий отделом безопасности туристских походов и путешествий Центрального совета по туризму и экскурсиям

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

КРЕПКИЕ ПЛЕЧИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

Клубная экономика: опыт и проблемы

Прошедший, 1987 год стал переломным в самодеятельном туризме. Секретариатом ВЦСПС в апреле 1987 года принято важное постановление «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного туризма и совершенствованию его организации и управления», в котором определена главная задача дня — привлечение населения к занятиям туризмом (см. «Турист», 1988, № 1). Для ее решения туристским клубам впервые предоставлена возможность оказывать платные услуги населению и проводить мероприятия на принципах самоокупаемости.

Для эффективного использования этой возможности необходимо учесть два аспекта: первый — это неразрывная связь самодеятельного и планового туризма. Невольно вспоминаются строки из книги А. X. Абукова «Туризм — сегодня, завтра»: «Видимо, не стоит проводить резкой грани между этими двумя основными видами нашего туризма. Они существуют, взаимообогащая друг друга, и в каждом из них есть самодеятельные и организованные начала».

Второй немаловажный аспект — экономический. С 1 июля 1987 года согласно постановлению Секретариата ВЦСПС предприятия, объединения и организации советов по туризму и экскурсиям перешли на новые методы хозяйствования.

Перед туристскими клубами советов по туризму и экскурсиям поставлена задача внедрения в практику работы принципов самоокупаемости и предоставления платных услуг населению при организации походов выходного дня и многодневных путешествий, массовых туристских мероприятий, подготовки общественных кадров и других формах деятельности.

Иногда раздаются голоса, что туристские клубы переходят на хозрасчет. Но речь идет не о хозрасчете, а о предоставлении населению услуг, причем, как определено ВЦСПС, там, где для этого есть необходимые условия. У многих возникают вопросы, следует ли заниматься организацией платных услуг, дает ли это что-нибудь туристскому клубу? Оказание платных услуг населению — не самоцель. Но в новых условиях хозяйствования такая форма работы несомненно станет подспорьем в развитии материальной базы клуба, приобретении инвентаря, оборудования, снаряжения, технических средств, кинофотоаппаратуры.

Появится возможность повысить материальную заинтересованность широкого туристского общественного актива, привлекая к тому или иному виду платных услуг. Этому способствует и постановление Секретариата ВЦСПС от 14 марта 1986 года «О мерах по расширению платных услуг, предоставляемых населению культурно-просветительными, внешкольными, физкультурно-спортивнымн учреждениями профсоюзов», действие которого распространено на туристские клубы советов по туризму и экскурсиям.

Сейчас ВЦСПС разработал и направил во все советы и комитеты профсоюзов разъяснения о порядке применения постановления Секретариата ВЦСПС по расширению платных услуг. Этот документ получили и туристские клубы. Разъяснения отвечают на вопрос, стоит ли туристским клубам заниматься оказанием платных услуг населению.

В указании Госбанка СССР, направленном во все подведомственные конторы, отделения и агентства 1 октября 1986 г. за № 882, сказано, что разница между доходами и расхода ми, полученная учреждениями, предоставляющими платные услуги населению, остается в распоряжении учреждений и изъятию не подлежит. На эти средства разрешено приобретать в розничной торговле, а также у предприятий, учреждений, колхозов и совхозов оборудование, готовые изделия, материалы и сырье для работы по развитию самодеятельного туризма. За наличный расчет необходимый инвентарь можно купить на сумму до 50 рублей по одному расходу.

Для оказания платных услуг можно привлекать студентов, учащихся средних специальных учебных заведений, пенсионеров, домашних хозяек, инвалидов и других лиц, не занятых в общественном производстве, в том числе на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, использовать труд надомников. Для оплаты их труда разрешается расходовать средства, получаемые от платных услуг. Предельный размер прибыли относительно к затратам на оказание платных услуг не должен превышать 15 процентов. Он рассчитывается, исходя из сложившегося уровня рентабельности по каждому виду услуг отдельно.

В марте 1987 года Президиум ВЦСПС принял постановление «О дальнейшем расширении прав первичных профсоюзных организаций в расходовании средств профсоюзного бюджета». Профсоюзным комитетам объединений, предприятий, учреждений и организаций предоставлено право расходовать средства на проведение культурно-массовой, физкультурно-спортивной и другие направления работы по своему усмотрению на основании смет, утвержденных общим профсоюзным собранием.

Вопрос предоставления платных услуг населению туристскими клубами, будет решаться на местах только при условии тесного сотрудничества и взаимопонимания советов по туризму и организаций ВДФСО профсоюзов; туристских клубов советов по туризму и экскурсиям и туристских секций, клубов туристов предприятий, учреждений, учебных заведений; штатных работников, занимающихся развитием самодеятельного туризма и туристским общественным активом.

Эта форма работы обязывает советы по туризму и экскурсиям обратить особое внимание на туристские клубы, их нужды и проблемы. Ведь не случайно Секретариат ВЦСПС поручил Центральному, республиканским, краевым, областным и городским советам по туризму и экскурсиям усилить руководство деятельностью городских и районных туристских клубов, оказывать им помощь в обеспечении необходимым оборудованием, инвентарем, методическими и учебными материалами.

Естественно, как во всяком новом деле, недопустимо навязывать туристским клубам необоснованные и неосуществимые планы. Внедрять платные услуги, планировать платные мероприятия туристским клубам следует только исходя из возможностей клуба, его материальной базы; после обсуждения с правлением клуба, его общественным активом, имея предварительные расчеты о правильном выборе видов услуг и эффективности конечного результата.

Г. ШАПКИН, заведующий отделом туристских клубов Управления самодеятельного туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям

ОТ РЕДАКЦИИ: Заметки Г. Шапкина о клубной экономике, — очередное выступление журнала, посвященное проблемам перестройки самодеятельного туризма, внедрению в его практику новых хозяйственных начал. В серию этих материалов в 1988 году вошли статья В. Симакова «Особое место самодеятельных путешествий» («Турист», № 1), корреспонденции Л. Матрусенко «А в отчетах все в порядке» и А. Пуховой «Что может туристский клуб» (№ 2), репортаж со всесоюзного семинара-совещания Ю. Кирилловой «Клуб считает деньги» (№ 4).

Журнал предполагает продолжить этот разговор. Приглашаем и вас, дорогие читатели, активисты-общественники и штатные туристские работники, поделиться опытом реорганизации клубной деятельности. Расскажите, как идут дела у вас, о своих трудностях, что мешает внедрению начал самоокупаемости в клубную практику и как удается реализовать принятые по этому поводу постановления.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

ХОЗЯЕВА ОЗЕР, ЛЕСОВ И ГОР

В те дни берег Ильменьского озера превратился в огромный палаточный лагерь, вместивший небывалое количество «жителей» — одиннадцать тысяч человек! Среди южно-уральцев уютно, по-домашнему, по-свойски обосновались и гости из 42 городов страны. Всех вместе их собрал XI Челябинский фестиваль авторов и исполнителей самодеятельной патриотической песни.

Ильменские фестивали для Челябинского клуба самодеятельной песни — традиция давняя и любимая. Начиналось все с походного костра, который без песни и гитары трудно себе представить. Тогда в 1973 году собралось несколько сотен. Освоили природой сотворенный амфитеатр на берегу Ильменского озера. Обходились без микрофонов. И прямо от песенных костров уходили к кострам походным.

Шли годы. «Тесный круг друзей» вырос. К любителям самодеятельной песни примыкали все новые люди. Далеко не все они были энтузиастами туризма. Да и тема эта в песнях стала не самой главной. Главное, что в песнях, как и на туристских тропах, человек раскрывался, становился самим собой и стремился быть лучше.

В архивах Челябинского КСП хранятся фотографии, кинопленки, слайды, запечатлевшие неповторимые моменты песенных праздников, запомнившихся атмосферой радостного общения и бескорыстного товарищества. Юрий Визбор, председатель жюри одного из Ильменских фестивалей, однажды прислал челябинцам письмо: «Ну, друзья мои, не знаю, что в вас есть. Но что-то есть, это точно. Что-то вот сохранилось в вас милое, домашнее, семейное, человеческое, трогающее сердце. Это я говорю не о ваших песнях, я о вас самих… Мне, старому, лысому, расчувствованному моржу, хочется поблагодарить случай за то, что он хоть накоротке свел нас, и сказать вам спасибо просто за то, что вы живете…»

Под этими словами могли бы, наверное, поставить свои подписи другие известные барды — Б. Вахнюк, Т. и С. Никитины, А. Городницкий, ставшие близкими друзьями челябинцев. А челябинцы — адресовать в ответ нечто подобное…

Восемьсот песен прослушало в прошлом году отборочное жюри накануне конкурса! Вот какое сильное стремление у молодых высказаться. Не все пока имеют на это право. И даже те, кто удостоился чести выйти на конкурсную сцену, под паруса фестиваля, неоднозначно принимались публикой. Хоть техничность молодых исполнителей близка к профессионализму, но оказались утраченными критерии жанра. Это вопрос спорный, ибо время внесло свои поправки в творчество самодеятельных авторов и исполнителей. Но бесспорно одно: этот жанр, вопреки брюзжанию демагогов, не изжил себя. Об этом говорил в одном из интервью Булат Окуджава, «родитель» авторской песни. Об этом сказал на Ильменском фестивале председатель жюри московский бард Сергей Владимирский:

— Скептики нудно вопрошают: «Ну сколько можно?» «Сколько нужно!» — отвечает Челябинский КСП. Песнями своими отвечают. Пели и будем петь! С детьми и внуками будем петь!..

Это так. Ведь не остановить течение, в которое вливается так много рек и ручейков.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!..»

Эта песня, самая первая песня теперь уже известного челябинского автора Олега Митяева родилась под впечатлением одного из Ильменских фестивалей и стала его гимном.

Как здорово, когда все вместе! И есть о чем поговорить, и есть о чем поспорить… И главное — можно спеть. Всем вместе!

Л. САДЧИКОВА, член Союза журналистов СССР

г. Челябинск

Когда собирается такая благодарная аудитория слушателей, как на Ильменском фестивале, авторы-исполнители стараются петь особенно задушевно, будь то дуэт КСП «Парус» — В. Паньшин и В. Лобанов или их землячка из Челябинска Юлия Суханова.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области