Не компасом единым

В разгаре туристский сезон. Тысячи людей открывают новые пути и тропы вблизи от родного порога или отправляются в дальние странствия — и куда бы вас не позвала неуемная страсть путешественника — везде и всюду будет нужна хорошая подробная карта и толково написанный и оформленный путеводитель. Вот почему вся нынешняя подборка читательских писем полностью посвящена различным аспектам этой важной проблемы.

…Однажды я был свидетелем разговоров многочисленных гостей литовского города-курорта Друскининкай с продавцами книжных магазинов и киосков «Союзпечати». Потенциальные покупатели разыскивали не книжный дефицит, а хоть какую-то справочную литературу о городе, в который приехали, хотя бы схему его. Здесь им могли предложить туристские схемы Кавказских Минеральных Вод, Закарпатской Украины и многих других районов страны, но не Друскининкая. Есть, правда, схема-буклет «По курортным местам Литвы», но его создатели решили, видимо, что Друскининкай к этим местам не относится. А ведь в город-курорт на Немане ежедневно туристов и отдыхающих приезжает больше, чем в Палангу и в Бирштонас, вместе взятые.

Но только ли Друскининкаю не повезло?

К сожалению, в таком же положении оказалось большинство, если не все районы Литвы, через которые проходят всесоюзные и республиканские маршруты. Возьмем наш Рокишкис, в котором ежемесячно бывают тысячи организованных путешественников, большое количество гостей и командировочного люда со всех концов страны. Приезжают неутомимые красные следопыты из России и Белоруссии, идущие по былым боевым путям прославленных армий, дивизий и полков. И редкий из гостей пройдет мимо книжного магазина. Но что могут предложить этим людям продавцы магазинов и газетных киосков?

Абсолютно ничего! Еще лет десять назад была издана брошюра В. Гасюнаса о Рокишкисе. В той или иной степени она бы могла удовлетворить интерес, будь выпущена не только на литовском, но и на русском языке. Поскольку наши гости литовского не знают, а по-русски прочли бы и грузины, и армяне, и туркмены, и чуваши, и представители других народов страны, приехавшие в Литву. Поэтому брошюра несколько лет пылилась на полках книжных магазинов, но, в конце концов, и она стала библиографической редкостью.

Не только компасом единым жив путешественник. Ему еще и путеводитель нужен. И карта тоже. И справочная литература требуется. И в этом отношении можно только позавидовать тем, кто путешествует по соседним республикам — Белоруссии и Латвии.

Там о своих гостях проявляют в этом отношении значительно больше заботы, чем в Литве.

Довелось как-то мне с группой однополчан побывать в небольшом городке Кандава, где наша 357-я стрелковая дивизия 8 мая 1945 года закончила свой боевой путь. Кандава — даже не районный центр, но республиканское издательство «Лиесма» Госкомиздата Латвийской ССР именно об этом городе выпустило буклет на четырех языках. Оно же издало на русском языке прекрасно написанный, великолепно иллюстрированный и отлично выполненный полиграфически путеводитель «Долина Абавы».

Приходилось нашей дивизии воевать и на территории Шумилинского района витебской области Белоруссии. Всесоюзные туристские маршруты по территории Шумилинского района, как мне известно, не проходят. Но это не помешало издательству «Белорусская советская энциклопедия» выпустить тиражом в 33 тысячи экземпляров и объемом в 38 печатных листов справочник «Память. Историко-документальная хроника Шумилинского района». В нем много интереснейшего историко-революционного и краеведческого материала, поименно перечислены все советские воины, павшие на территории района, указано, откуда они родом, в какой части служили, где и когда погибли, где похоронены. Есть список партизан, сложивших свои головы в борьбе с врагом в его тылу, жителей района, погибших на других фронтах Великой Отечественной войны.

…Растет интерес к Литве у гостей нашей республики, жителей России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик страны. Но даже на прилавках книжных магазинов Москвы не встретишь справочника по Литве, изданного в нашей республике. Госкомиздату Литовской ССР следовало бы учесть это при утверждении издательских планов и тиражировании книг. Речь идет не только и не столько о дорогостоящих подарочных фотоальбомах, сколько о массовой краеведческой и туристской справочной литературе, доступной и жителям, и гостям городов и сел Литвы, и всем тем, кто интересуется нашей цветущей республикой.

О. МУХИН 

г. Рокишкис, Литовская ССР

Над картой голову ломая

Мы хотели бы обратить внимание создателей карт на бедственное положение, в котором оказалась туристская карта, а, следовательно, и ее «потребители». Сегодня эта потребность не удовлетворяется ни в количественном, ни в качественном отношении. В результате люди вначале ломают голову, где достать хорошую карту, а потом — как проложить по ней маршрут.

Вопросы эти не новые, им была посвящена Всесоюзная научно-техническая конференция «Проблемы картографического обеспечения туризма и экскурсий». Состоялась она в Ташкенте еще в 1982 году. С той поры прошло много лет, а заметных результатов нет. Более того, если нынешнее положение дел сравнить с пятидесятыми — началом шестидесятых годов, то налицо явный регресс, ибо сегодня туристская карта как таковая перестала существовать.

Массовыми тиражами выпускаются разнообразные туристские схемы, которые настолько приблизительны, что их покупают в основном в качестве сувениров. Опытные путешественники бережно хранят карты 50-х годов, с достаточной достоверностью передающие орографию изображаемой местности, имеющие градусную сетку, обозначения дорог, населенных пунктов, мостов, переправ и т. д. Каждое последующее издание этих карт постепенно очищалось от «ненужных» картографических объектов, контуры расползались и деформировались до такой степени, что знакомые нам с первых уроков географии в школе очертания Крымского полуострова или Камчатки стали трудно отличимыми друг от друга. И такой материал предлагается нам как картографический. Как же быть в такой ситуации?

Одни довольствуются картой, точнее схемой-сувениром, полностью полагаясь на организаторов путешествия, другие добывают картографический материал, используя в этих целях все возможные, а иногда и не вполне законные каналы.

Нам по роду своей деятельности приходится постоянно иметь дело с «продуктами» такой «добычи». Синие и зеленые, розовые и серые, самых невероятных цветов и оттенков листы бумаги от тетрадных размеров до таких, площадь которых можно измерять в квадратных метрах. Точно так же разнообразны и способы копирования, а уж пути получения этих «карт» вообще неисповедимы, а достоверность копий от их многократного повторения очень сомнительна. Однако способы и трудности доставания таких «карт» порождают у туристов веру в их исключительную точность. В результате карты, с которыми приходится отправляться в путешествие, содержат массу ошибок, не имеют привязок к геодезической сети,
что в ряде случаев приводит к авариям на маршрутах и даже гибели людей.

Есть здесь и моральный ущерб. Так, из-за сложности трудоемкости выкопировки карт с них нередко исчезают объекты познавательного характера и вне внимания путешествующих оказываются многие важные памятники.

Какой же должна быть, на наш взгляд, туристская карта? В общих чертах хотелось бы видеть ее, в первую очередь, точной, информативно насыщенной, содержащей элементы привязки. Хотелось бы иметь разномасштабные карты в комплектах по регионам от 1:100 000 до 1:6 500 000.

Наиболее сложные по рельефу, залесенности и заболоченности участки было бы желательно иметь в виде крупномасштабных топографических карт и схем, снабженных километровой сеткой.

Специфика видов туристских походов, средств и способов передвижения обусловливает разнообразие требуемого картографического материала. Так, пешеходные и горные маршруты нуждаются в возможно более подробном отражении микро- и мезорельефа. Для водных походов наибольшее значение имеют уклоны рек, характер береговой линии, наличие естественных и искусственных препятствий в русле, береговые ориентиры (для прибрежных частей озер, водохранилищ). Нужны и карты опасных природных явлений, с указанием степени риска по сезонам года (лавины, паводки, сели, пожароопасность и т. п.).

В походы не сложные, как правило, отправляются группы, не обладающие большим опытом. Это обстоятельство также повышает требования к информативности и точности картографического материала. В качестве примеров имеющихся хороших туристских карт для таких походов можно назвать карты, выпущенные ГУГК МВД СССР в 1956 году: Подмосковье, Центр Европейской части СССР и др.

К обеспечению путешественников картографическим материалом, вероятно, целесообразно привлечь федерацию туризма, как общественный орган, наиболее заинтересованный в достаточном ассортименте и высоком качестве карт.

Многообразие туристских карт предполагает разнообразие их тиражей в диапазоне от 100 тыс. экземпляров до 2—3-тысячных тиражей. Однако в издании малых тиражей возникает проблема рентабельности их выпуска. Мы считаем, что эту проблему можно решить путем установления стоимости одного экземпляра на уровне, превышающем стоимость его изготовления. Уверены, что каждый желающий с благодарностью заплатит 3—5 рублей за хорошую карту, так как сейчас ее «себестоимость» значительно выше. А к распределению малых тиражей можно будет подключать туристские организации, и в первую очередь клубы, и таким образом соблюсти интересы и изготовителей, и потребителей.

Поклонники активного отдыха ждут с нетерпением хорошей туристской карты — верного спутника в путешествиях.
Думаем, что широкому кругу туристской общественности было бы интересно узнать мнение специалистов-картографов, а журнал «Турист» наверняка найдет место для их ответа на своих страницах.

В. ГАВРИЛЕНКО, заведующий отделом безопасности туристских походов, путешествий РосРСТЭ

Л. ПЕРЛОВ, ведущий инструктор ЦСТЭ, ответственный секретарь республиканской маршрутно-квалификационной комиссии

Дайте нам туристский атлас

К сожалению, издаваемые в настоящее время Главным Управлением геодезии и картографии туристские карты и схемы не вызывают к ним необходимого доверия и тем более желания с их помощью отправиться в путешествие.

На мой взгляд, для решения проблемы добротного картографического обеспечения туристского движения назрела необходимость издать специальный «Туристский атлас СССР». Идея издания такого атласа не нова, она возникла еще в 1938 году на 1-й картографической фабрике ГУГКа в Ленинграде. Для удобства пользования атлас планировалось тогда выпустить в двух вариантах: в сброшюрованном виде и отдельными листами.

До начала Великой Отечественной войны были подготовлены несколько листов, а два из них изданы массовым тиражом. Это карты: «По следам героического похода. Щорса» (район города Киева) и «Южный берег Крыма».

Следует отметить, что программой атласа предусматривалось уделять особое место картам тематического содержания. Так, например, на карте «По следам героического похода Щорса» кроме основной темы показаны исторические и археологические памятники, музеи и заповедники. Масштаб карты (1:500 000) и насыщенность местными ориентирами позволяет прокладывать самодеятельные маршруты от Киева в радиусе 60—150 км.

В будущем атласе туриста особое внимание важно уделить тематическим картам, отражающим историко-революционные события, эпизоды гражданской войны и, что особенно необходимо, показать славные страницы Отечественной войны.

Мне, как ветерану войны и участнику обороны Ленинграда, невозможно без горечи смотреть на схему «Зеленый пояс Славы», помещенную на обороте схемы г. Ленинграда (изд. 1986 г.). Неужели такая схема, напоминающая скорее рекламный плакат, может, по замыслу, авторов, дать представление о героической обороне блокированного Ленинграда?

Карты и схемы подобной тематики должны пробуждать не только интерес к событию, но и желание лично посетить эти исторические места. Схемы обороны Москвы, Ленинграда хотелось бы видеть и масштабом покрупнее, и с обязательным показом путей подъезда и подхода к историческим памятникам. Тем более что многие объекты «Зеленого пояса Славы» доступны даже для пешеходных экскурсий от конечных остановок городского транспорта.

И еще один момент, о котором хотелось бы сказать. У меня нет сомнения, что картографические организации ГУГКа способны создавать карты и схемы для массового туризма, отвечающие современным требованиям, если устранить ограничения и запреты, продиктованные перестраховкой и еще в большей степени пренебрежительным отношением к пропагандистскому значению данной продукции.

Что касается запретов и ограничений в области картографирования туристских регионов, то они ведь возникли еще в годы принятия «волевых решений». А сейчас, в век космических аппаратов, фиксирующих на земле даже самые маленькие тропинки, такие ограничения и запреты ничего, кроме удивления и досады, не вызывают.

Создание «Туристского атласа СССР» без пересмотра устаревших взглядов и положений в картографии невозможно. Иначе неизбежно будут возникать всевозможные курьезы, как, например, с план-схемой города Москвы (изд. 1986 г.), где авторы не указывают даже приблизительного масштаба схемы. Так что читатель, захотевший прогуляться по всему Садовому кольцу, так и не узнает, что совершил «туристский поход» длиною свыше 15 км.

А. ЧУРБАКОВ, ветеран войны и труда, г. Всеволожск, картограф

Ленинградская обл.

Журнал «Турист» № 6 1988

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области

Please follow and like us:
Pin Share
РубрикиnewsМетки

Добавить комментарий